НадПроф

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Менеджер — это тот, кто уменьшает неопределенность.


Что такое надпрофессиональное образование? — Это уменьшение лоховости во всем, что не касается непосредственно твоей профессии! Но и профессии тоже.

Буду делать хорошо и не буду лохом!


Неважно какие у тебя есть знания, умения и навыки — ну, да, желательно, чтобы их было побольше, их уровень повыше, а глубина поглубже — но! — важно как ты умеешь применять этот пакет имеющихся у тебя знаний, умений и навыков. Как применять этот пакет наиболее эффективно в проекте «твоя жизнь»? — в этом суть надпрофессионального образования.


Развитие современного общества и появление новых проблем, сопровождающих это развитие, делает ясным, что в 21-м веке потребуются не только эксперты по некоторым аспектам отдельных стадий сложных процессов (профессионалов в  старом понимании этого термина). Понадобятся специалисты по решению проблем.
Это означает, что истинные междисциплинарные исследования, основанные на теории сложности, будут в цене. А в университетах будут стараться учить не «предметам», а «стилям мышления».


КРЫЛЬЯ НАДПРОФА

        #23
#22  #21 
#20  #19 
#18  #17 
#16  #15
#14  #13 
#12  #11
#10  #9
#8    #7
#6    #5
#4    #3
#2    #1




НАШИ РАССЫЛКИ

В помощь Дзенствующему
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости Бодхисаттвической Сети



НАШИ ДРУЗЬЯ

ZenRu

Сообщество ZenRu в ЖЖ

Блог Клейна

Газета Пятое Измерение

Лента Новостей БодхиNet

Бодхисаттвическая сеть

Сайт Лотоса

Блог Сеаната

FAB Russia

ЭZО-сеть

Варга — акустические музыкальные инструменты

Сибирские узоры — сайт Игоря Шухова

Блог Романа Мандрика

Prezentation.ru — всё о мультимедийных презентациях

КСАН — Агентство интерактивного маркетинга

Ксан-презентации — разработка мультимедийных презентаций

neq4 — профессиональная разработка мультимедийных виртуальных туров

Литредактор.ру — корректорская правка и литературное редактирование текстов онлайн

Мультстудия «Анимуба»

Рекламное агентство Навигатор — елочные шары с логотипом

Магазинчик HandMade — авторские подарки ручной работы

«Рисоваська»: аська + рисовать

«Моносота» — дома будущего

Международный Фестиваль «User Generated Клип! 3.0»

Московский лицей №1550

ТопСкидка.ру — мобильный путеводитель по лучшим скидкам Москвы

Ремешки № 1 для iPod nano TikTok и LunaTik в России и СНГ

Интернет-магазин Настоящей Еды «И-Мне» — здоровые продукты и полезные обеды с доставкой.



Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / АЛЬХААФ — Школа Дизайна / Лекция Хаафа в РГГУ

Лекция Хаафа в РГГУ


Способы подачи информации и законы восприятия

Я буду рассказывать, как структурировать, как подавать информацию, какие существуют способы, что бы это было понятно, доходчиво и работало.

Как информация будет попадать к тому, для кого она предназначена

Перед тем как задуматься о том, что как формировать информацию, нужно понять в каком режиме с ней будет работать человек. Как она до него будет доходить. Будет ли человек лично где-то дома ее разбирать, будет ли это в аудитории на экране с ведущим рядом, будет ли это на огромной панели в городе без какого-то сопровождения. У каждого способа есть свои особенности. Их надо учитывать.

На большом экране не воспринимается много текста. В чем вы сами только что убедились. Чем меньше контакт, чем одновременно на большее количество людей он работает, тем должны быть более яркие, более крупные сжатые образы, тем должно быть меньше фактической информации.

Например, если вам нужно передать историю какого-то государства, то большой экран — это не очень подходящий вариант. Лучше придумать, как это можно сделать для персонального ознакомления, оформить, сделать так, что бы это было интересно, что бы это прочитали дома, с экрана это не расскажешь. С другой стороны большой экран удобен для того, что бы передавать какие-то общие концепции, какие-то новые способы мышления, какую-то ключевую информацию. Как Поэр Поинт делают. А докладчик говорит — пункт первый, пункт второй.

Цель подачи информации

Это нужно очень четко формулировать, потому что он этого зависит все дальнейшие действия. Одну и ту же информацию. Например — список работ. Ее можно подать разными способами в зависимости от того, зачем мы это делаем. Если нам нужно показать примеры, какие бывают презентации, то нам лучше показать такие вот картинки, сделать их крупнее. И тогда мы рассказываем, что презентации бывают такие, такие и такие. Если нам ту же информацию нужно рассказать для других целей, например, показать, что Интернет-лаборатория «Ксан» успешно решает бизнес задачи, то нам тут же нужны какие-то дополнительные пояснения, подробности.

Это надо учитывать. Необходимо всегда ставить четко цель, для чего мы это все будем демонстрировать, показывать.

Мотивации аудитории

Еще важно учитывать состояние и мотивации аудитории. Если это люди, которые очень заинтересованы в том, что вы хотите им рассказать — особых способов придумывать не нужно. Они и так будут вас слушать, будут вам внимать. Если они менее заинтересованы или, например, они заинтересованы в чем-то другом, то вам нужно искать способы, нужно придумывать какие-то ходы, нужно разбавлять информацию тем, что понятно аудитории. Если мы выступаем, например, перед программистами, нужно вставлять программистский юмор, то, что им будет интересно — говорить на их языке.

Механизмы восприятия и обработки информации

Дальше, когда все эти три пункта пройдены, примерно поняты, вступает в действие следующая очень большая область — это механизмы восприятия и обработки информации мозгом человеческим. Здесь есть несколько ключевых разделов.

Как работает глаз

Первое — это как работает глаз. Сейчас мы говорим в основном про визуальную часть. Глаз движется по любому изображению, по любому объекту. У этого движения есть свои законы. Если вам это будет нужно в дальнейшем, если вам это будет полезно в работе, вы можете просто отслеживать, как выйдите отсюда и вам многое станет понятным.

Глаз все время в движении, как только останавливается глаз, картинка исчезает вообще. Без тренировки этого добиться сложно, но если вам это удастся, то у вас просто ничего не будет перед глазами. Именно в движении глаз все воспринимает. И траектория движения глаза, по экрану в данном случае — это то, на чем надо концентрироваться при подаче визуальной информации.

Европейцы все начинают рассматривать любую картинку с левого верхнего угла. Там обычно размещается самая первая, важная, ключевая информация. Дальше начинается сканирование. Соответственно сверху направо и сверху — вниз. Как мы привыкли читать. Но он не просто идет — равномерно, расплывчато — он сканирует.

Он устроен, как в фильме «Терминатор» показывают такое наложение и такая штучка есть. Вот точно так двигается человеческий зрачок. Поэтому, при любой организации информации на экране, нужно ее очень четко визуально структурировать. Например, если даже такой небольшой объем информации просто выложить ровным слоем — она не будет восприниматься вообще — там нет никаких ориентиров, нет ключей — непонятно что делать. Человек, глядя на такую штуку, сразу теряется. Поэтому ее нужно разбивать, структурировать. Т.е. делать якоря — глаз движется по якорям.

Первым делом глаз привлекают движущиеся объекты, как известно. Дальше — крупные, яркие объекты. Все тексты тоже нужно разбивать — какой-то заголовок, подзаголовок… Сейчас я нарисую две вещи. Вот оформлен просто текст, вот внутри там какие-то маленькие выделения — помарочки, кнопочки. И второй вариант. Я беру этот текст — представляю в голове его структуру — как он устроен, какие у него есть крупные блоки. Как в городе — есть город, есть районы, есть кварталы. И делаю следующее — заголовок, подзаголовок, подзаголовок, подзаголовок, заголовок.

Вот эти штуки визуально более тяжелые и гораздо больше привлекают внимание, потому что они крупные. И любой человек бросит взгляд на такую штуку. Взгляд движется по таким заголовкам, якорям. Он доходит до первого — оценивает — нужно не нужно, полезно — не полезно. Переходит к следующему. Как только он доходит до нужного, — он идет вглубь.

Например, он нашел заголовок первого уровня — он начинает сканировать заголовки второго уровня. Как только нашел нужный заголовок второго уровня — входит в текст. Если не нашел, значит уходит.

Структурирование

То, что нужно структурировать — это понятно. Как надо структурировать? Акценты визуальные. Более яркие, более контрастные с фоном объекты, более крупные объекты выделяются, гораздо заметнее. Далее, нужно обращать внимание на поля, на пустое место. Это очень важный инструмент. Те, кто с визуальными материалами имел дело мало, обычно про него забывают — не обращают внимания. Но, тем не менее, именно он позволяет делить эти области между собой. Поэтому поля нужно делать достаточно большими везде и не бояться. Во всех современных книжках. В западных в особенности, очень крупные поля — и слева, и справа и между заголовками. Пустое место — это то, что разделяет вот этот ком на блоки, по которым можно скакать.

Выделение

Следующий момент — выделение. Любой способ выделения любой информации, которая может быть. Совершается сейчас такая ошибка, я наблюдаю, когда выделяется очень много всего. Выделение — это контрасты. Это не такое, как все остальное. Поэтому, если вы выделите 50% информации, ваше выделение не имеет смысла — оно не воспримется — только еще больше запутает все. Поэтому нужно выделать ключевые моменты — маленькие, небольшой процент информации.

Как подавать информацию

Мы говорили, что нужно выбирать способ в зависимости от целей. Я сейчас вкрации опишу то, что там бывает. Есть много различных способов и метафор. Можно одну и ту же информацию разными способами подать.

Например, у нас есть статистика по доходам какого-то бизнеса. Допустим, четырех бизнесов в течении 10 лет. И нам нужно ее показать. Что бы понять, как ее показать, прежде всего, нужно понять, зачем нам это нужно показать.

Например, хотим показать разделение долей рынка. Если мы просто нарисуем в табличку циферки — это непонятно. Если мы даже построим графики какие-то и даже разноцветные построим четыре графика, или даже восемь. Тоже. Ну, что-то там шевелится.

Если наша цель показать разделение рынка, здесь есть два стандартных наиболее удобных хода. Это — гистограммы и круговые диаграммы. Выделяется сектора. Здесь сразу же видно, вот этого много — вот этого мало.

Опять же если у вас бизнесов 20, то круговая диаграмма теряет весь свой смысл. Потому что как только мы все это делим на 20 штук, все — ничего не видно опять. Опять все входит в ровный шум.

Это общий закон. Нужно четко отделять сигнал от шума. Очень четко определять, что такое ваш сигнал и это все время держать в голове, все время его от шума всеми возможными способами отделять. И при придумывании есть наработанные механизмы человечеством годами, как подается информация. Это таблицы, графики, несколько видов диаграмм — это не все, что возможно. Существует много разных способов. И в каждом случае может быть придумано что-то новое, что-то более подходящее, тем более это все можно подкреплять эмоционально с вашей темой и с вашей аудиторией.

Например, ту же самую диаграмму можно вместо столбцов нарисовать слона и мышку. На слоне написать 83%, а на мышке 4 %. Это обращение, таким образом, к метафорам, ассоциациям, к человеческим архетипам, стереотипам в сознании.

Он смотрит и сразу же понимает, что слон огромный, а мышка маленькая. Наша цель выполнена. Если то же самое сделать двумя столбцами гистограммы, это будет иметь гораздо меньший эффект.

Интерактивность

Следующая, очень большая вещь — это интерактивность, интерактивные возможности. Они могут быть очень полезны для обучения по следующим причинам:

Первое

Любое активное восприятие информации на порядок выше, чем пассивное. Например, если человек смотрит телевизор — он смотрит его вот так. Но если от него что-то зависит, от его решений, от его действий. Если ему что-то нужно сделать, он полностью туда вовлечен, на 100% втянут в процесс, т.е. эффективность усваивания информации намного выше.

Второе

До появления интерактивных, виртуальных, электронных штук было практически невозможно представить какие-то сложные процессы, объекты, системы. Все приходилось расписывать, сводить вот к таким каким-то формам: текст, плюс какие-то графики. И сильно заинтересованные или семи пядей во лбу — они это понимают.

С появлением интерактивных штук порог понимания и необходимых способностей, желаний резко можно опустить. Например, мы объясняем устройство электромагнитных полей, мы можем сделать модель — живую, которая будет действовать. В которой будут выделены, показаны ключевые объекты, о которых мы рассказываем. Будут показаны их взаимоотношения, и будет показано все это в жизни, в процессе. Вот возникает такое поле — электрон возникает.

Потом, если мы еще вводим сюда элемент взаимодействия с моделью. А что будет, если… Т.е. мы даем какие-то инструменты повлиять на систему, которую мы представляем. И игрок на тонком опыте обучается, а это всегда намного лучше воспринимается. Когда ты сам обжегся об утюг, а не когда тебе мама сказала: «Смотри, обожжешься». Он может увидеть, как это все происходит.

Очень интересно к этому привязаны и активно развиваются сейчас компьютерные игры. Т.е. они для обучения еще не вошли в эту зону, только-только начинается. Но, например, какой-то исторический процесс или экономическое устройство государства можно представить очень легко. И вживую можно посмотреть, как это реально работает. Т.е вынуть из каких-то моделей в голове и показать на чем-то материальном. И еще дать в этом поучаствовать.

Удобство использования

Мы говорили про восприятие информации. А теперь поговорим о действии. Как он собирается действовать. Что ему нужно для дальнейших действий. Как сделать так, чтобы он не запутался. Что бы ему было понятно, какие возможности перед ним есть. Что ему дальше делать и что после этого случиться. Здесь я пару общих только рекомендаций дам.

Есть такое правило — 7 плюс, минус 2. Оно относится ко всему, что я до сих пор говорил — структурирование информации. Оно о следующем. Кратковременная память человека держит в памяти до сими объектов. Как только их становится больше — все. Оттуда начинает вылетать. Если у нас меню 20 пунктов — его не возможно понять.

Его приходится смотреть по штучке и все время напрягаться, что ты чего-то упустил, чего-то не понимаешь. То же самое с содержанием. Почему содержание делится на несколько уровней, на несколько иерархий? То же с этими целями. Т.е. одновременно более семи, а скорее всего, пяти-шести объектов в сознании удержать практически не возможно.

Кнопки

Все кнопки, на которые человек должен нажимать, должны быть контрастные достаточно и достаточно крупные. Они должны отделяться от всего остального. Есть такое привило — чем крупнее объект, тем проще в него попасть, и тем меньше на это нужно времени. Надписи должны быть тоже говорящие о действии, которое произойдет.

Например, если у нас есть кнопка, которая должна нам что-то подсказать. Если мы там напишем справочная система, то это хуже чем написать «помощь». Помощь хуже, чем подсказка. Шпора — самое хорошее. Если мы говорим о студентах.

Она несколько механизмов сразу охватывает. Первое — она говорит на понятном языке. Второе — она захватывает эмоциональный какой-то контакт. И третье — она абсолютно точна. Зачем она нужна — это знают все.

Музыка

Музыка очень сильно влияет на эмоциональный фон человека. Что в свою очередь очень сильно влияет на восприятие. Если он плохо себя чувствует — он ничего не поймет. Если ему не нравится эта музыка, то он подумает: «Что они тут мне рассказывают?»

Но с другой стороны слишком сильная музыка, слишком яркая оттягивает на себя много внимания. Поэтому, если у нашего продукта цель информационная, а не эмоциональная, то хорошо, если музыка есть, но она должна быть нерезкая, не яркая — мягкая, тихая в фоне. И должна создавать нужную вам эмоцию. И неузнаваемая. Потому что она может потянуть впечатления, отвлечь.

Цвета

Цвета условно делятся на теплые и холодные. Самые теплые цвета — красный и оранжевый. Они очень агрессивны. Если вы делаете большие площади таких цветов, то очень быстро устают глаза. Но они с другой стороны добавляют в эмоциональный фон теплоты, энергии, открытости.

Холодные цвета — синий, фиолетовый. Они наоборот создают отстраненность какую-то.

Для восприятия именно информации лучше всего нейтральные тона — это белый в основном. Или если у вас тематическая какая-то презентация, про космос — то можно черный, про море — то можно синий, но это должны быть приглушенные тона, не яркие.

Очень хороший цвет зеленый. Он абсолютно нейтральный и он создает нечто мягкое. Вот если у вас кусок зеленого фона, то это какой-то комфорт, если красного, то напряжения. Это может быть не очень заметно, если не обращать на это внимание, но подсознательно это очень сильно влияет на восприятие происходящего.

Для образовательных программ лучше всего брать контрастное сочетание, достаточно сильно контрастное. Белый фон с черным буквами, например. Но можно брать фон, который будет подходить к какому-то ощущению, которое нужно создать. С одной стороны — информационно это максимально выгодное сочетание, но с другой стороны, она оставляет равнодушным. Оно никаких эмоций не создает. Потому можно использовать подходящее вам по теме цветовое решение.

Общие рекомендации следующие, что фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по отношению к фону. Причем, контрастные не только по оттенку, но и по яркости. Потому что если вы возьмете, например, желтый и малиновый. Они вроде бы сильно отличаются, но если вы поставите их рядом, вы разницы не заметите. Будет какое-то просто грязное пятно.

Количество анимации в презентации

Универсального процента нет.
Первое — это очень зависит от состояния и желания аудитории.
Второе — важно, что это за информация.
Вот предположим восточные языки.
Я могу предположить, что вашей аудитории интересен какой-то дух восточный, культура там, философия. То соответственно, что необходимо предпринимать в данном случае. Если вы делаете материалы, оформленные в соответствии с этой культурой, если там будет восточная музыка, но опять же не резкая, не громкая, где-то в перерывах, в промежутках между темами — тихая-тихая — фоновая. Которая будет создавать настрой нужный. Если там будут китайские мудрецы что-то говорить. Вот этого достаточно. Т.е устраивать эпические бои в стиле Джона Ву — это будет стягивать все внимание от того, что вы хотите донести.

Как мы в интернет-лаборатории «Ксан» относимся к нашей работе

В основном мы берем бизнес to бизнес заказ. Т.е. не заказ на массовую аудиторию. Не когда нужно впарить шоколадку всему народу. А когда нужно показать партнеру, чем ты занимаешься. Это наша принципиальная позиция. Во всех наших работах мы стараемся это учитывать и во всей нашей деятельности мы стараемся делать то, что хорошо, а не то, что плохо. Один и тот же инструмент может быть использован разными способами.

Мы, например, отказали «Пепси» в крупном заказе, потому что мы не захотели делать то, что им было нужно. Для нас это четкая позиция. И мы ее придерживаемся.

Вопрос в постановке цели. Или твоя цель — впарить шоколадку и ты должен добиваться этой цели, либо у тебя какая-то другая цель. А если ты делаешь и то, и то — ничего не получается. Я сейчас рассказал о механизмах восприятия, о механизмах обработке информации не включая психологическую и эмоциональную составляющую. Она нам тоже хорошо известна, ее можно использовать очень эффективно. Мы просто этого не делаем. Мы используем только те механизмы, о которых я только что рассказал. Дальше отсекаем, сознательно не используем, хотя это возможно.

Я уже говорил, что мотивации очень важный фактор Когда вы говорите, что только 25% адекватные ученики, а остальные неадекватные. На самом деле они тоже адекватные, просто их интересуют другие вещи. Им просто не интересно то, что здесь происходит. Они живут в другом месте. Во дворе они свои.

Как надо относиться к студентам

Вот смотрите, я хочу еще раз акцентировать внимание на том, как надо относиться к людям. Только говорить, что 75% тормоза — странный подход. Потому что это ваша ответственность их учить. Эти люди просто не определились, они здесь находятся, не определившись, что это именно то, что им нужно. Поэтому они не всегда учувствуют в процессе, не всегда полностью задействованы. Они думают о чем-то другом. У них другие интересы. Тех, которых 25% с ними понятно. Они находятся там, где хотят, они занимаются тем, что они хотят, поэтому они полностью вовлечены.

С остальными нужно работать как с людьми. Т.е. нужно помогать им сделать выбор. Если они хотят остаться здесь, то искать то, что им будет интересно.

Около 30 дизайнеров в нашей компании работают. Многие из них не имеют никакого опыта. И одна из моих обязанностей это обучать их я это делаю постоянно, каждый день. Мы набираем тех, кто хочет, и обучаем. Они хотят делать, но я не умеют пока. Если есть желание, все остальное будет. Если нет желания — ничего не будет.

07 июня 2005 г.

 

Материалы по теме:

Пресс-релиз и фото: Лекция в РГГУ "Перспективы применения мультимедиа-технологий в образовательной сфере"
АЛЬХААФ — Школа Дизайна
Интернет-лаборатория "Ксан"

Сутра помоста Шестого Патриарха
Практикум Шухова
Школа Делового Петрова

Главы Школы Дизайна

Глава 1.
Вступление и Открытие.
Задание #1: Выбор навыков и проектов.
Командная работа: Дизайнер и Менеджер.

Глава 2.
Оптимизация картинок.
Обрисовка фотографий и иллюстрация.

Глава 3.
Логотип для рекламного агентства «Brand stayer».

Глава 4.
Композиция.
Теория цвета.
Уровни абстракции.
Кубик Рубика и тупики.
Об образах и ассоциациях.
Смотрите много красивых работ.

Глава 5.
Баннер «Практикум Дизайна»

Глава 6.
Человечество уже располагает опытом по вашей теме.
Конец семестра.
Полезные ссылки.
Преподаватели.
Естетическое преступление.

Глава 7.
Преобразование фотографий из цветных в черно-белые.
Замыливание взгляда.
Генерация идей.
Корпоративная открытка, пример работы: идея… иде я нахожусь?
Можно ли использовать несколько почти похожих вариантов?

Глава 8.
Логотип «ЛТ Терминал».
Дизайн сайта «Промкраска».
Банер проекта «Семинары Ш2Л».
Анимировать банер

Глава 9.
Типографика и полезные ссылки.
Любителям каллиграфии.
Про логотипы.
Красивые ссылки.
Смешные трёхмерные мульты про карму.
Как рисовать людей.
Типографика и полезные ссылки

 

 

Глава 10.
Еженедельные дизайнерские игрища

Глава 11.
Дизайн сайта от и до. ЛИТРЕДАКТОР.РУ

Глава 12.
Серия Психотропных Тренингов по креативу (Чертова дюжина Хаафа)

Технопарк Среды

DOBR_CONSULTING - Новый проект для Малого бизнеса

Китайский Проводник

проект СельхозЕва

Интернет-Магазин Настоящей Еды И-МНЕ

Comindwork: эмоменеджмент + человеческая схема оплаты

Международный Фестиваль <User Generated Клип! 3.0>

Проект Инди-Инди. Инди — это такой способ жить. Когда делаешь только то, что ценно — без каких-то компромиссов.

Arty Talk или Рисоваська - "Аська" в которой рисуют

НадПроф-TV — это не сервис, это эфир!

Проект 108 актуальных репортажей из Индии

Зимний Летний проектный лагерь проекта НадПроф - НадПрофессиональное образование и Школы по Второй логике - Индия-2008. Погружение

Только Для Девочек

HandMade shop

Проект БАСОМАНИЯ и сообщество bassomania

Japan Channel

Маха-ТВ

Готовь мультимедийные сани летом!

Интернет-лаборатория «Ксан»: создание мультимедийных презентаций, изготоволение электронных визитных карточек (CD-визиток)

Корректорская правка и литературное редактирование текстов on-line

Проект "neq4: мультимедийные виртуальные туры"

Компания УМА — создание интернет-магазинов

Корпоративные мультимедийные открытки

KSANCARDS.RU CD визитки, CD cards, электронные визитные карточки

Издание бумажной «Виртуальной книги НадПроф»

Сад зацелованных фруктов

Инновационные рекламные конструкции EasyShow

Школа поинга Poister.ru - учимся крутить пои вместе!

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Эпохальный альбом Песни Пуха

Акция! ТАНЦУЕМ НА УЛИЦАХ ГОРОДОВ МИРА!

Интернет-магазин ZenRu

Семинары по Второй Логике

Мультимедийные презентации

English party
© 2003-2004 НадПроф info@nadprof.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru