НадПроф

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Менеджер — это тот, кто уменьшает неопределенность.


Что такое надпрофессиональное образование? — Это уменьшение лоховости во всем, что не касается непосредственно твоей профессии! Но и профессии тоже.

Буду делать хорошо и не буду лохом!


Неважно какие у тебя есть знания, умения и навыки — ну, да, желательно, чтобы их было побольше, их уровень повыше, а глубина поглубже — но! — важно как ты умеешь применять этот пакет имеющихся у тебя знаний, умений и навыков. Как применять этот пакет наиболее эффективно в проекте «твоя жизнь»? — в этом суть надпрофессионального образования.


Развитие современного общества и появление новых проблем, сопровождающих это развитие, делает ясным, что в 21-м веке потребуются не только эксперты по некоторым аспектам отдельных стадий сложных процессов (профессионалов в  старом понимании этого термина). Понадобятся специалисты по решению проблем.
Это означает, что истинные междисциплинарные исследования, основанные на теории сложности, будут в цене. А в университетах будут стараться учить не «предметам», а «стилям мышления».


КРЫЛЬЯ НАДПРОФА

        #23
#22  #21 
#20  #19 
#18  #17 
#16  #15
#14  #13 
#12  #11
#10  #9
#8    #7
#6    #5
#4    #3
#2    #1




НАШИ РАССЫЛКИ

В помощь Дзенствующему
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости Бодхисаттвической Сети



НАШИ ДРУЗЬЯ

ZenRu

Сообщество ZenRu в ЖЖ

Блог Клейна

Газета Пятое Измерение

Лента Новостей БодхиNet

Бодхисаттвическая сеть

Сайт Лотоса

Блог Сеаната

FAB Russia

ЭZО-сеть

Варга — акустические музыкальные инструменты

Сибирские узоры — сайт Игоря Шухова

Блог Романа Мандрика

Prezentation.ru — всё о мультимедийных презентациях

КСАН — Агентство интерактивного маркетинга

Ксан-презентации — разработка мультимедийных презентаций

neq4 — профессиональная разработка мультимедийных виртуальных туров

Литредактор.ру — корректорская правка и литературное редактирование текстов онлайн

Мультстудия «Анимуба»

Рекламное агентство Навигатор — елочные шары с логотипом

Магазинчик HandMade — авторские подарки ручной работы

«Рисоваська»: аська + рисовать

«Моносота» — дома будущего

Международный Фестиваль «User Generated Клип! 3.0»

Московский лицей №1550

ТопСкидка.ру — мобильный путеводитель по лучшим скидкам Москвы

Ремешки № 1 для iPod nano TikTok и LunaTik в России и СНГ

Интернет-магазин Настоящей Еды «И-Мне» — здоровые продукты и полезные обеды с доставкой.



Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / АЛЬХААФ — Школа Дизайна / Глава 12. Серия Психотропных Тренингов по креативу / Занятие шестое

Занятие шестое.
Целостность (consistence) и диапазон (scope) проекта.



[2 октября 2006]


Белка:
Шестое занятие креативного тренинга Хаафа.

Хааф:
А что, пишет уже, Белка, да?

Белка:
Да, уже пишет.

Хааф:
Хорошо. А кто ещё делал домашнее задание?

Киньмыла:
Мы.

Муба:
Мы делали, но недоделали.

Хааф:
Неважно совершенно. Кто хотя бы пробовал? А у вас у каждого своё или одно?

Муба:
Не, мы одно делали.

Хааф:
А у вас есть что-то, посмотреть?

Киньмыла:
Ну да, типа есть.

Хааф:
Ну и отлично. Саша, ты можешь сказать, вот ты, когда вот это делал - мы сейчас посмотрим, все вместе - что-то ты для себя по-новому как-то понял, сделал, там, ещё что-то?

Саша:
Да. Использовать состояние, вот, для создания креативной концепции. (смех)

Хааф:
Ага. А про создание вот этой структуры?

Саша:
И структуру, да, тоже. То есть, ну, видеть, как всё это сочетается, что подходит куда, что нет… Как-то так.

Хааф:
А ты мог бы нам вкратце сделать презентацию своей концепции? Всем рассказать?

Саша:
Да. Итак, это концепция промо-сайта для производителя mp3-плееров. В общем, промо-сайт для…

(пауза, все смеются)

Саша:
Концепция основная, это что события - когда вот, идёшь, скажем, с плеером где-нибудь по городу - события, они синхронизируются с музыкой, которую ты слышишь. И так всё получается…

(неразборчивые комментарии, смех)

Саша:
А у меня всегда такая фигня. И вот, построить на этой фишке ролик. Ну, то есть сайт, там будет ролик, и ещё какие-то картинки, может быть что-то анимационное или что-то такое. Я, в общем-то, успел только про два состояния написать: про то, как чувак гуляет под музыку ska, и про то, как он гуляет под красивую такую медленную музыку, типа саундтрека к какому-нибудь…

Петров:
"Титанику".

Саша:
Да. И там происходят всякие события. Под музыку ska там светит солнышко, идут красивые девчонки навстречу, какая-нибудь собака бежит, там… и мимо неожиданно проезжает стая велосипедистов в костюмах Элвисов Пресли.

(смех)

Киньмыло:
Небольшая такая.

Петров:
Человек на двести.

Саша:
А под красивую медленную музыку - там, начинается осень, листья желтеют, падают, потом дождик идёт, герой такой, надевает капюшончик, задумывается, потом видит в окне - пожилая пара такая…

(взрыв смеха)

Саша:
А в другом окне такая девушка курит и смотрит в открытое окно, и они встречаются глазами друг с другом.

Хааф:
Круто.

Саша:
И вот тут ещё картинки.

Киньмыло:
Это сайт?

Саша:
Это ролик. Вот, это картинка про ska. Такие две картинки.

(все смотрят, смеются и шумно обсуждают картинки)

Петров:
Ну что, концепция отличная.

Саша:
А вот это ещё под грустную музыку.

Петров:
Ну да, вон там различается какая-то девчонка. (смех)

Киньмыло:
Ухты, яблоки!

Саша:
Это помидоры.

Хааф:
А скажи, Саш, ролик - вот эти картинки ты взял - он будет фотографичный, видео-ролик, да?

Саша:
Видеоролик.

Хааф:
Ага, видеоролик, ясно.

Петров:
Да-а…

Саша:
Переход в осень…

Хааф:
Киньмыло:, продавай!

Киньмыло:
Это?

Хааф:
Да.

Киньмыло:
Это ж не ко мне - к эккаунтам. Белка!

Участница:
Каким белкам?

Хааф:
Ну, это ж необязательно… Белка, Ума, Ариес. Есть кому… Есть у нас наполовину… в принципе, достаточная для продажи концепция сайта. Промо-сайта.

Ариес:
Надо прям сейчас.

Хааф:
Прямо сейчас не надо…

Петров:
Кто первый продаст, тот получает ШОКОЛАДКУ! (смех)

Хааф:
Если вы продадите, будет очень интересный опыт…

Ариес:
Продажи. (все смеются)

Хааф:
И продажи, и делать вот это вот. Саше, я думаю, будет интересно это сделать.

Саша:
Да.

Хааф:
А у вас что, расскажите?

Муба:
А мы с Киньмылой хотели сделать клип, вообще.

Хааф:
Видео?

Петров:
В каком смысле "вообще"?

Муба:
Да. Попробовали его сделать. По правде его сделать, и решили написать как домашнее задание, чтобы нам помогло, и вообще.

(звучит музыка)

Киньмыло:
Это музыка.

Муба:
К клипу. Это музыка Шотлы.

Петров:
Спасибо, Киньмыло:! (все смеются)

Киньмыло:
Итак. Короче, у нас тема такая: есть Шотла, есть её альбом Скотланд Ярд, и есть там супер-зашибенная песня "Butterfly". И мы решили на неё снять песню.

Муба:
Клип.

Киньмыло:
Да. Клип. Сейчас я включу, и будем продолжать. (включает, опять звучит музыка)

Муба (показывает наброски): Короче, вот солнце светит в глаза сквозь верхушки деревьев, там лес такой, и яркое-яркое солнце, и оно вот так вот светит, и мы смотрим снизу вверх. Вот там на поляне лежит девушка, это она смотрит в небо.

(играет музыка)

Муба:
Вот. Потом видно, что там ещё есть какие-то люди… Ну там, кто что делает. Потом девушка встаёт и идёт куда-то. Видны её коленки, как она идёт по траве.

Муба:
Она выходит на открытое пространство, к какой-то горе, и смотрит на гору. И у неё ловушка для снов. Потом она поднимает ловушку для снов и смотрит на гору через неё. Вот, дальше я не нарисовала, но могу так. Короче, когда она смотрит сквозь ловушку на гору, там что-то происходит. Например, цветок рспускается. Потом она убирает ловушку, оглядывается, а там стоит кто-то ещё, кто на поляне. Они переглядываются, как будто, ну, сделали то, что нужно. Потом второй раз ловушка для снов, уже на другое место города. Ну, там какая-то улица, вид сверху на улицу. Пустая совершенно. Она наводит ловушку, и там появляется человек, и куда-то идёт. Потом появляется линия небольшая, сюжетная, где этот человек что-то делает. Ну, типа, они их спасают. И ещё одна такая штука.

Участник:
А что он делает?

Муба:
(неразборчиво)

Киньмыло:
Он, типа, зашивает пространство. Он заходит в бар, а там порвано пространство.

(все смеются)

Участник:
Неожиданный ход!

Киньмыло:
И он приходит и зашивает его!

Муба:
Да, он там с кем-то здоровается…

Киньмыло:
Это пока ещё не решили. Но он его зашивает.

Хааф:
Хорошо. А вы пробовали это анализировать с точки зрения структуры - вот то, о чём мы говорили на прошлом занятии?

Киньмыла:
Структуры - это какие там есть элементы?

Хааф:
Ну вот, главная цель, мысль, мессадж, какие там из крупных… короче, о чём нужно подумать, чтобы его сделать хорошо.

Киньмыло:
Короче, там есть такие персонажи, как девушка - она среди людей находится. То есть, там 5-6 человек.

Петров:
А это всё видео, да, Киньмыло?

Муба:
Да.

Петров:
Без нарисованного?

Киньмыло:
Ну, цветок, скорее всего, будет расти реальный. То есть, не реальный, а нарисованный. Вот. Это, в общем, история про существ, которые играют с миром.

Хааф:
Это главная мысль?

Киньмыло:
Да. Вот, они играют, и они по идее могут делать всё что угодно, они вот такие все свободные, но они почему-то делают что-то хорошее.

Участник:
Что странно.

Другой участник:
Да, как-то странно. (смех)

Киньмыло:
Потому что … (неразборчиво, следует смех)

Хааф:
Так, так. И?

Киньмыло:
Они находятся вот в таком лесу, а всё, что они делают, все их действия, отражаются в городах, в таких социальных штуках. Вот. М-м… Что ещё?

Участница:
Про блоки.

Киньмыло:
Про блоки…

Муба:
Это люди, и мир.

(неразборчиво)

Хааф:
Хорошо. Главное, важно - сформулировать основное вот это вот, корень, из чего растёт клип, чтобы потом, например, мочь сказать: вот это подходит или нет, это нужно или нет. У вас вот основная идея, насколько я услышал, что люди играют с миром вот таким вот образом. В качестве блоков здесь дальше можно видеть, что - ну, блоков… блоки же у нас это необязательно… вот на прошлом занятии это не очень было акцентировано - это необязательно, там, персонаж какой-то. Это что угодно. Вот, например, там, раскадровка - это сценарий некий - можно считать блоком. Персонаж, девочка - например, Муба возьмёт, более подробно её проработает, вот будет ещё что-то. Вот музыка есть уже, которая нам задаёт здесь состояние. Вот, у Саши картинками оно задано, и стиль. А здесь оно задано музыкой. А картинки у вас какие-то были, нет?

Муба:
Я не нашла ничего…

Киньмыла:
Да, вот именно таких картинок не было. Не подходит.

Хааф:
Вот хорошо бы на начальных этапах проекта - а, если нет картинок, ну, значит, надо вот нарисовать одну хотя бы. Чтобы увидеть её.

Киньмыло:
Они были такие в голове… Ну, и вот куча мяса.

Хааф:
Просто пока нет картинки, неизвестно, как это будет выглядеть, что потребуется - ну, короче, очень большая неопределённость, которую трудно разрешить.

Муба:
А эти по каким причинам не подходят?

Хааф:
Они подходят в качестве раскадровки, в качестве сценария. Но визуальный стиль они не фиксируют. То есть, как вы это будете делать? Если у вас видео будет и, видимо, вот цветок рисованный, говорит Киньмыло - значит нужно взять какой-то кадр, хотя бы на фотографию снять несколько характерных, как это примерно должно быть, и посмотреть, как вы нарисуете цветок. Ну, какой-то mock-up (муляж) сделать один, посмотреть, как это будет выглядеть, то это или не то. Если сейчас этого, например, не получить, одну-две картинки хотя бы, то потом возникнут такие проблемы типа - окажется, что цветок, например, невозможно сделать. Или возможно, но какой нибудь хитрой технологией, знающий которую человек уехал. Или окажется, что освещение в этой сцене и освещение в городе никак не стыкуются. Ну, какие-то такие штуки. Вот, ладно. Круто. И, вот, главное, собственно, о чём мы сейчас и будем говорить дальше. А есть, может, вопросы какие-то, или... Всё понятно?

Муба:
Нет вопросов (смеётся).

Киньмыло:
Вообще по структуре?

Хааф:
Может, в процессе, когда вы делали, что-то было непонятно?

Киньмыло:
Нет.

Хааф:
Ага. А что-то, вот, по-новому, для себя. Муба, у тебя как-то было что-то более понятно, по сравнению с тем, как раньше ты делала?

Муба:
Ну да... Более... (неразборчиво), что ли, получилось. Но я думаю, что это из-за Киньмылы, потому что он мне задавал какие-то вопросы, а я так… (показывает), и отвечала на них.

Киньмыло:
Муба гонит, а я…

Хааф:
А ты это формуешь, да? Отличный тандем!

Киньмыло:
А я себя давлю, там… думаю: вот тут лучше так, это лучше так… внутри такой разговор. Давлю, молчу!

Муба:
Негодяй, я же тебя спрашивала!

Киньмыло:
Нет, ну чтобы не разрушить, там всё такое было… чтобы я полез туда грязными пальцами.

(смех)

Петров:
Неплохо, неплохо.

Хааф:
Круто.

Миша Мачулин:
Хааф, а я такую фишку хочу сказать, которую я увидел. Что самые лучшие фильмы, самые лучшие произведения, получаются тогда, когда целый мир… Там, "Звёзные войны" - целая вселенная, которая проработана до мелочей. Толкиен, "Властелин Колец". И так далее, и так далее. Если есть вот эта проработка, тогда всё это цельно смотрится, и интересно - в плане, каждый момент можно выхватить...

Хааф:
Ну да. Оно обретает как раз то качество, о котором мы сегодня будем говорить. Называется "целостность".

Петров:
Внутренняя целостность как эзотерическая концепция?

Хааф:
Да, примерно. И второе понятие - это диапазон проекта. В русском языке практически нету адекватных терминов. То, что я сейчас говорю - ну, наиболее близкое подобрал. В английском языке это звучит как "consintence" - буквально "логическая непротиворечивость, последовательность" - и "scope" - "размах".

Петров:
Типа масштаб?

Хааф:
Типа масштаб, да. Что это такое? Вот когда мы начали придумывать на прошлом занятии структуру, мы увидели примерно следующую штуку: что у нас есть, как бы, какая-то базовая идея, которая распадается на несколько более мелких штук, ещё более мелких штук, ещё более мелких штук, и так далее. (рисует) Ну, и этим способом удобно думать о проекте. И там же возникли вопросы, а типа где остановиться и как определить, какая нужная, а какая ненужная, сколько их должно быть, и каких. Это - один из ключевых вопросов.

Петров:
…товарищи! (смех)

Хааф:
То есть, благодаря неумению обращаться с этой темой рушится очень большое количество проектов. Мы к этому одну причину, большую, говорили, вроде, да? Вот это… короче, 90% проектов страдают от неумения оперировать этими двумя понятиями. Как это происходит. Сценарий стандартный номер раз. Человек придумывает охрененную вселенную с детальными всякими штучками, он садится и прорисовывает каждый башмачок у каждого персонажа, со шнурочками, на шнурочках штриховочки, на штриховочках ворсиночки, на ворсиночках микробчик. Когда он прорисовывает полтора ботинка, он уже не помнит ничего. Ни чей это ботинок, ни для чего он нужен, ни почему он такой, ни где все это происходит, ни что он делает. Тогда он думает: блин, ну ладно, что-то не пошло. Бросает ботинок, начинает рисовать бабочку. Бабочке он рисует крылышки, потом узорчик на крылышках, потом ворсинки на крылышках, потом усики, потом туловище, лапки, тень от бабочки бросает, сверяет, там, ещё с чем-то, бы-бы-бы, и потом он понимает: блин, я уже третий год рисую бабочку. Так и не дорисовал. (смех) Бросает бабочку, начинает рисовать цветочек. С цветочком та же история и когда он, не дорисовав цветочек, через шесть лет, понимает, что, блин, там ещё бабочка, ботинок, и вообще этого ещё…

Петров:
Становится так неприятно.

Хааф:
Да, что он заканчивает проект. Вот стандартный сценарий номер раз. Стандартный сценарий номер два: человек придумал что-то, какой-то проект. И бросается его делать. Да, он его не особо придумал ещё, но у него, вот, кипит, и его нужно сделать. И он, не задумываясь особо, бросается и начинает делать. И он делает-делает-делает, потом смотрит - что-то не то. Он думает: надо ещё что-нибудь сделать. И добавляет что-то ещё. Но оно то же самое остаётся, опять не то. Тогда он думает, "что же за фигня, надо ещё что-нибудь добавить", добавляет ещё что-нибудь. Оно опять не то. Он это потом начинает перемешивать, перетасовывать, мучается - потому что вроде он работает, а ничего не получается. И вот после нескольких таких этапов добавления либо он через муки приходит к истинному пониманию, либо забрасывает проект.

Ариес:
А в чём же проблема?

Хааф:
Вот. Как это работает? Давайте сначала про целостность немного, что это такое, как это вообще работает… блин, сложно разделить, ну ладно. Вот когда человек начинает, например, делать какую-нибудь штучку, мелкую, и он её прорабатывает, прорабатывает, прорабатывает, прорабатывает - половина времени проекта прошло. Он тогда берёт другую, начинает прорабатывать, прорабатывать, прорабатывать - ещё половина прошло. Дедлайн, сдавать. Проработано две штучки из всего проекта. (смех) Кроме того, они не очень стыкуются, потому что он не успел подумать, как они должны стыковаться.

Киньмыло:
Бабочка в 3D, цветочек в видео?

Хааф:
Типа того, да. Вот ещё третий сценарий из той же серии. У нас проект. Срок - 3 недели. Поехали! И чуваки, такие - хренакс! Ну, как это делать, вон там - так делать, а это как - так, делают-делают-делают-делают - сделали, собрали. Проект как бы собран, но он - ничего. Он состоит из разных частей, они никак друг другу не подходят, всё стандартные решения, всё видено двадцать раз, неинтересно, ничего в нём нет.

Так вот, целостность возникает, если вы сознательно ставите границы, рамки, ограничиваете диапазон проекта, и внутри этого диапазона прорабатываете большое количество связей. Чтобы у вас не отдельно всё было накидано как-то, чтобы ты про каждый элемент мог сказать, почему он здесь, и как соотносится вот с тем. И какая у него история вперёд-назад, и какие отношения с соседними объектами. Если вы не ставите границы, рамки, сознательно - этого сделать практически невозможно, потому что вот эта иерархия, она бесконечна (показывает на рисунке), и мы можем в любую штучку забуриваться сколько угодно. Вот когда Миша говорит про "Звёздные войны", например и восхищается, его глубиной…

(общий смех, неразборчивые комментарии)

Киньмыла:
Глубины там нет.

Хааф:
Давайте сейчас говорить о том, что Миша видит как глубину "Звёзных войн". Ведь вы же о другой вещи сейчас говорите?

Киньмыла:
Нет, я как раз…

Миша:
Я про старые серии!

Хааф:
Хорошо. В общем, там есть такая штука, что каждое новое событие, оно укладывается в историю мира, оно оправдано, оно как-то логически вытекает и развивает вот эту штуку. То есть, не просто набор фактов о джедаях, 34 факта о джедаях, передача "60 минут", в которых, там, мочилово основное… Там, как бы, вот всё, что происходит, оно провязано со всем остальным - то, о чём мы говорили в тот раз. И фактически, там большинство элементов так сделано. Если у тебя например в пятой серии появляется какой-нибудь звёздный десантник - посланник Корпорации, то ты вспоминаешь: "Ага! Это та самая Корпорация, которая в первой серии, там, сделала вот это вот". И когда этот десантник встречается, там, с Марией де Бертран (смех), ты вдруг уже просекаешь: "Ага, а Мария-то де Бертран, оказывается, она дочь учителя этого десантника". И вот эти их отношения ты уже можешь предсказать, представить - что там будет развиваться, какие линии будут. Это не случайные события, они…

Ариес:
Это ты только про сюжет говоришь, да?

Хааф:
Нет, про всё.

Ариес:
А как это на уровне всего? Я сейчас вижу, что это на уровне прописывания истории.

Хааф:
На уровне всего так…

Миша Мачулин:
Технические всякие штуки тоже прописаны…

Ариес:
Ну, типа, как они с фонариками ходят - так они везде ходят с фонариками.

Хааф:
Да, да. Типа того. Кроме того, у них у всех, во всех "Звёзных войнах", примерно один визуальный стиль.

Ариес:
А, это важно, да.

Хааф:
Там примерно один и тот же подход к озвучке. Там примерно одни и те же…

Ариес:
Там у всех дроидов одинаковые бластеры.

Миша Мачулин:
В новых сериях они его изменили, и тем самым предали идею. У них разобщение…

Хааф:
Вот, это стандартная кляуза фанатов какого-либо мира. Когда производители какого-либо мира вдруг что-то в нём меняют, все фанаты этого мира начинают говорить: вы, придурки, вы всё испортили! Вы предали идею! Вы предали нашего Бога!

Миша Мачулин:
Да, но в данном случае это оправданно! (смех)

Ариес:
Понятно.

Хааф:
Вот. И чтобы так получилось… Ну, например: как ограничить проект? Первая такая задача встаёт. Очень просто: первое, что нужно понимать, это что крутость проекта зависит не от его объёма, не от его масштаба, не от его реалистичности. Вот, например, помните Мубину сказку? Вот она сделана, там, за три часа - да, насколько я знаю? Но она "вставляет". Покруче некоторых фильмов, которые, там, пятьдесят миллионов баксов в них вбухали и несколько лет их делали. Очень простая вещь.

Ариес:
От чего зависит крутость проекта?

Миша Мачулин:
От крутости тех, кто его делает. (смех)

Хааф:
Крутость проекта зависит от, во-первых, искренности того, что ты в него вкладываешь, а во-вторых, насколько тебе цельным как раз удалось его сделать. То есть, насколько тебе удалось донести то, что ты хотел вложить туда. Формы возможны минимальные - вот, например, рекламные слоганы или плакаты. Там форма минимальная: одна картинка, одна надпись. Если мы так ограничим проект, то мы сможем все наши усилия, всю нашу энергию вложить в придумывание вот этой надписи, этой картинки и их взаимодействия - что там? И есть плакаты, которые, просто, смотришь - блин! Мы когда с Ромой ходили в рекламное агентство, был такой плакат: я не помню, что там нарисовано, в общем, не особо важно. Там мелким шрифтом посередине написано: "We wish Happy Father's day to our competitors' customers" - "Мы желаем счастливого Дня Отца - это их стандартный праздник - пользователям продукции наших конкурентов". И в правом нижнем углу маленькая картиночка презерватива.

Участник:
А-а-а, что-то тонкое. (смех)

Хааф:
Ну, это сложно словами передать, но на картинке это считывается прямо "о-о!"

(смех)

Ариес:
Ничего не понял… ну ладно.

Хааф:
Счастливого дня отца пользователям продукции…

Участник:
А-а! Потому что дети конкурентов, у которых нет... Понятно!

Хааф:
То, что Муба мультик делала - у неё все эти вот козявки и все рисунки они буквально, вот, начирканы и закрашены. Но, тем не менее, они создают вот эту цельность. А если бы Муба, например, села, взяла одну козявку и начала её прорисовывать, она бы замучилась, устала, ей бы всё это надоело, и всё это закончилось бы, никакого проекта бы не было. Поэтому очень важно оценить свои силы, насколько вы сейчас вот можете, насколько вам позволяет команда, время, ресурсы, всё, что угодно - какого объёма сделать проект. И в самом начале это сознательно зафиксировать. Причём в эту фиксацию входит всё - и визуальный стиль, и, там, разветвлённость сюжета, и навороченность функциональная - ну, вообще всё. Собственно, вот то, что мы на прошлом занятии отчеркнули концепцию от реализации - вот всё, что до реализации - оно фиксирует этот диапазон. Например, если вы возьмёте слишком реалистичную супер-графику навороченную, очень высок шанс, что вы этот проект не закончите. Ну, это очень трудно, а смысла в этом большого нет. Я даже скажу больше: кто учится чему-то, какому-то искусству, дизайну, анимации, рисованию, музыке - они сначала стремятся за сложностью, реалистичностью, фотореалистичностью, ещё чем-то - вот они пытаются прорабатывать тень, там, позу… Когда они всё это осваивают, они делают следующее: … - нафиг! И рисуют розовые кружки или некорректную перспективу. Специально стилизуют, специально ограничивают - чтобы, во-первых, выразить что-то, а во-вторых - ну, как бы дать себе возможность этот проект сделать, не умирая в нём. Потому что фотореалистичность и сложность не нужна для того, чтобы что-то выразить. Ну, в большинстве случаев. С этой точки зрения очень удобно анализировать, там, те же дизайны и те же сценарии. Вот ты начинаешь что-то рисовать - смотри, не забуриваешься ли ты в детали, нужно ли тебе эту запятую сейчас облизывать, или же нужно сначала посмотреть, как всё будет в целом, и где-то там линию отчеркнуть. Для персонажей, сюжетов - то же самое. Если у вас ролик на 5 минут, то нет смысла продумывать 100 персонажей. Хотя я понимаю, что может очень не хотеться. Но, как бы, это стандартный способ такой, неделания проектов - слишком сильное вовлечение и течение вот с этим вот потоком и забывание о рамках проекта. Забывание о том, что наше время, деньги, силы не безграничны, они ограничены. Что ещё, какие бывают сценарии обычно интересные? Особо заинтересованные чем-то люди, например, если художник хочет сделать проект какой-то, он делает следующее: он сразу ныряет в середину - точнее, не во второй уровень, а куда-то вот сюда (показывает). Он сразу начинает продумывать цветочки, прорисовывать. И он не подумал ни о композиции, ни о компоновке цвета, ни о сценарии, ни об общей идее проекта. Поэтому когда он дорисовывает, там, тринадцатый цветочек, он вдруг понимает, что из этого ничего не получается. (смех)

Петров:
Но обычно-то ему говорят.

Участник:
Тогда всё ещё хуже! Он не верит.

Петров:
До конца, понимаешь, борется.

Хааф:
То же самое - с программистами, с любыми вот людьми, которые делают что-то руками, у них есть тенденция, пока они не наработали опыт делания проектов, нырять сразу вот куда-то сюда. (показывает в середину иерархии проекта) А когда они начинают работать отсюда, уже понятно, что происходит, да? То есть, ничего вот этого они не знают, не помнят, и не думают об этом, и даже подумать не могут. (показывает на основополагающие блоки проекта) А фишка в том, что когда вы делаете правильно построенный проект, вы всегда, в любой момент, должны помнить как минимум о главной какой-то идее, мысли, ощущении. Поэтому очень важно её сформулировать. Я поэтому у вас спрашивал, в чём она. Потому что дальше - вот если я не сформулирую - то очень легко начать добавлять в этот ролик тысячи направлений, инопланетян, там, гусениц. Ну, они же прикольные, они же смешные, они же интересные, их же можно нарисовать! (смех) И… Собственно, всегда нужно помнить об этом корне, об основном, из чего растёт ваш проект, и о его объёме. О том, сколько вам всего этого нужно. Вот эти две штуки, они фактически дают вам такой, лягушатник, что ли, для проекта, в котором очень легко ориентироваться. То есть, вы всегда знаете, что нужно, что не нужно, где заканчивается, где начинается, и если где-то что-то непонятно - вам ясно, куда нужно подумать, о чём. То есть, вернуться на более высокий уровень. Если в картинке, там, что-то неясно - значит, возвращаешься на сценарий и визуальный концепт, если там что-то неясно - возвращаешься ещё выше. Спускаешься обратно. Там конфликт разрешаешь - спускаешься. (показывает) Вот. Как-то это надо просуммировать всё.

Петров:
Каков же правильный идеальный сценарий?

Хааф:
Идеальный сценарий состоит в том, что вот то, что мы на прошлом занятии пробовали делать, это как бы естественный ход, который позволяет делать проекты. Вам может казаться, что "на хрена нужна раскадровка, когда я могу сразу нарисовать!" и "на хрена нужна основная идея, если и так всё понятно", но чем больше вы будете делать проектов, тем больше вы будете убеждаться, что не бывает проектов без этого. И соответственно, наиболее оптимальный способ их делать - это прорабатывать, сформулировать ядро, сформулировать сразу диапазон проекта. Что это? То есть если это сайт, но насколько он большой - сколько там роликов, сколько там страниц, и сколько я буду это делать - месяц или полгода. Сразу. И спускаться, потихоньку прорабатывать более низкие уровни, не выходя за вот эту границу. И каждый уровень, когда вы прорабатываете - всегда помнить о более высоких уровнях, с которых вы спустились. Вот, это короче механизм трансов, вообще механизм всей реальности. Вот, мы читаем (романтично): "Под красивую медленную музыку листья желтеют, падают, начинается дождь, герой надевает капюшон" - и всё, мы уже в этой картинке все, у нас уже это состояние вот это, и мы рисуем эти красивые жёлтые листья… И мы ни хрена не помним, что эта сцена занимает три секунды, что эта сцена выражает вот такую-то идею и находится между вот такой-то и вот такой то сценой. Это нужно всегда помнить.

Участник:
Всё понятно.

Участник:
Прикольно

Хааф:
Опять же, здесь есть такой, как бы, вариант: когда вы не формулируете вот эту основную идею… Например: вы ныряете сразу куда-нибудь посередине. И у вас все уровни, которые выше, используются стандартными. Если презентация - значит это квадратик в окне. Если нужно закрыть-открыть - значит крестик в углу. Если нужно, там, написать что-то - значит вот такой шрифт вот такого размера. Ну, без раздумий - просто набитые шаблоны. Фабрика. Которые, как бы, ну, неинтересны. Если вы начинаете продумывать от самого начала - у вас гораздо больше появляется свободы. Вы представляете себе, что вы должны сделать. Ну, например, я должен произвести впечатление в окне браузера. На таких-то людей, например. И ты можешь дальше подумать: а что именно, что бы меня впечатлило, если бы я открыл браузер? (смех)

Петров:
Браузер открываешь - "С++ редактор"!

Хааф:
И ты можешь подумать: "А, клёво бы… Всё время когда я открываю браузер, всё время это окошко. Блин, а клёво бы вот так вот!" Или: а вообще, никто никогда не заливал фон малиновым цветом. Или: никто никогда не сажал корову. И вот это всё ты уже можешь под своё ощущение главное подбирать. То есть если тебе нужно плавное-спокойное - у тебя там вода какая-нибудь, голубые тона, ещё что-то там. Формы все мягкие большие, округлые, широкие, без границ… Если у тебя, короче, там, трэш, тудун-тудун, то у тебя идут осколки рваные, там, огонь, весь сайт может рассыпаться на части, быть, там, из чёрных кусков собран, ну, что-то такое. Вот эти все штуки - возможность их проработать появляется, если вы начинаете идти от самого начала, от самого состояния и функции вашего проекта. Если вы ныряете сразу в середину - например, сразу макеты рисовать, все уровни выше у вас берутся по дефолту, стандартные. То есть, неинтересные автоматически. То есть, не поддерживающие вашу идею, автоматически и не вносящие вклад в целостность проекта. (пауза) Вот. Как это попробовать?

Петров:
Давайте попробуем запороть какой-нибудь проект.

Участница:
Проект Х.

Петров:
Ну нет, только не его.

Хааф:
Вот, чтобы вот это всё почувствовать и понять, нужно взять вот эти вот вещи и начать дальше прорабатывать. То есть это сложно, просто вот в воздухе показать. Нужно на какой-то практике. Я рекомендую вам следующее сделать. Первое: вот во всех ваших текущих проектах - сейчас вы пойдёте над ними работать - посмотрите вот эти все уровни, посмотрите основную корневую идею, и посмотрите диапазон. И посмотрите, что вы сейчас делаете. То есть у вас будет сразу карта: вы будете видеть, где вы находитесь, куда вам идти, и куда вам не надо ходить. Если вы так будете думать о проекте. Вот, все свои текущие проекты попробуйте так проанализировать. Понятно как это сделать? Нет?

Наоки:
Ну бывают просто проекты, в которых несколько расплывчато все это может быть сформулировано, и там не очень понятно, как к этому подойти с точки зрения такой структуры.

Хааф:
Вот это опасные проекты.

(смех)

Наоки:
Я верю, но… Стандартное делать?

Хааф:
Ну, если у тебя не стоит задача что-то там, супер какое-то, выражать… Хотя мне было бы странно: зачем жить тогда? Можно сделать так. То есть, ты можешь не брать, там, какую-то корневую идею, у тебя там может быть, ну, промо-сайт про жевачки, да? Тем не менее, у тебя даже у промосайта про жевачки должен быть диапазон…

Наоки:
Не, ну как раз у промо-сайта про жевачки огромный простор, и она, вот, чётко подпадает под…

Хааф:
А ты про какие говоришь?

Наоки:
Ну, я вспомнил - вот проект у меня начинается, для компании X, там презентация выставки, самой выставки, для тех, кто в ней собирается участвовать. Там цель такая, довольно расплывчатая, у заказчика - по крайней мере, она им так сформулирована - что у них несколько… Это лидирующая выставка, но у них несколько совковый такой имидж. Хотя она очень крутая и хайтековая выставка. Там выставка посвящена связи. И они сказали, что хотят впечатление оставить более современное, немножечко несовковое.

Хааф:
Ну, отлично, значит, тебе нужно это ощущение как-то выработать, какое-то.

Наоки:
Да, но там сложно делать какие-то такие яркие большие блоки, там нужно в мелочах насаждать это ощущение, с помощью каких-то таких…

Хааф:
Ну, ощущение - ты прав, создаётся с помощью каких-то там деталей. Но, тем не менее: тебе нужно один раз его создать, и после этого положить в банк проекта как эталон. Что вот - вот это ощущение. Ну, конечно же, его может не быть сразу - его тоже нужно создать, проработать, вот как мы говорили на прошлом занятии. Другое дело, что будучи однажды созданным, оно не должно, во-первых, забываться, во-вторых - плыть куда-то там. А в-третьих, оно должно быть создано.

Наоки:
Не, у меня просто такое ощущение, что это не совсем подходит, вернее, не совсем… По такой схеме очень клёво было, когда мы придумывали игру - там можно было создавать такие… очень чётко все эти блоки, и думать об этом…

Хааф:
А здесь?

Наоки:
А здесь, там… такой костяк, который ты поменять не можешь… Структура текста там, и так далее.

Хааф:
Ну и отлично. В игре тоже есть много ограничений, которые ты не можешь поменять. В смысле: вот в той зоне, в которой ты есть, может быть сложно. Вот эта схема, как бы, она… Когда проект на много людей, и вы вовлечены где-то в середине, возникают трудности вот такого рода, о которых ты говоришь: что вам вот эти вот блоки не поставляют на вход, а сами вы, как бы, официально не… не должны, что ли, этим заниматься. Типа того.

Наоки:
Ну да.

Хааф:
Бывает также сложность, когда вам приносят, как делает заказчик некоторым, он приносит ТЗ и говорит: "вот, хочу как у Васи!" Тоже. Когда он спускает вам вот эти вот верхние блоки в каком-то закостенелом, негармоничном, неадекватном задаче виде. Что делать в таких случаях? Во-первых, любую неоднозначность, сжиженность, вам непонятность вы должны разрешить. Вы должны задать вопросы, вы должны предложить ответы, вы должны сформулировать - по крайней мере, в своей голове - что вы делаете. То есть если там есть какие-то границы, рамки, типа "этот чувак хочет делать вот так", пусть. Пусть он хочет делать вот так. Что я из этого "вот так" дальше делаю? Какой мой первый основной блок? В чём моя задача, в чём моя цель? Ощущение, или что там ещё я делаю?

Петров:
Творческая метода.

Хааф:
Плюс к тому, вы можете - у нас отношения в компании достаточно гибкие - и если кто-то там, например менеджер ваш, не просекает вот эти штуки, и спускает вам… кашицу…

Киньмыла:
Говно на лопате.

(смех)

Хааф:
Вы можете с ним поговорить, задать ему вопросы, и попросить дополнительную встречу, дополнительный штурм, попросить его доформировать этот проект до того состояния, в котором вам интересно было бы его делать, в котором вы бы отвечали за качество и за результат.

Петров:
В смысле, чтобы менеджер доформировал?

Хааф:
Нет, вместе с менеджером. Если менеджер этого не сделал, это значит, что он этого не умеет. И вам нужно ему помочь, соответственно, это сделать. Понятно, да?

Наоки:
Да.

Хааф:
Ну, это в ваших же интересах - проект один делаете. Если вы видите какие-то слои, связи… очень сложно увидеть все связи в проекте. Нужна вот такая голова (показывает). Очень мало людей, которые это могут. Поэтому, как бы… Вот у нас все споры - ну, не у нас, вообще, основной способ спорить - это когда один чувак видит вот эту часть, а другой видит вот эту часть. Первый говорит: что ты мне прислал ТЗ как для козлов? Второй ему: ты что выпендриваешься, нам сдавать в четверг!

(смех)

Хааф:
Но, как бы, вот эти все штуки, они разрушают проект. Строят проект и помогают проекту и вам работать в нём - если вы свои границы эти немного распускаете и, как бы, проникаете друг в друга зоны, и рассказываете, что знаете вы, чего не знает он, и слушаете, что знает он, чего не знаете вы. И ищете какой-то выход, вместе. Вот. А есть другой вариант: когда вам спускаются готовые…

Петров:
Кирпичи.

Хааф:
Кирпичи, мало пригодные в пищу. И повлиять на них практически нет никакой возможности.

Петров:
Остаётся одно: отполировать.

(смех)

Участник:
Мелкой шкурочкой!

Хааф:
Вот, такая ситуация, ну, в общем-то, довольно редка, в основном это бывает, когда какой-нибудь упёртый рогом заказчик. Но наш менеджмент работает над тем, чтобы такого не происходило. Тем не менее, если вдруг это всё же случается. Способ следующий: вы очищаете эти кирпичи от шелухи. То есть обычно, когда вам привозят кирпичи, вам их привозят в возе сена. Не хочу быть владычицей морской, а хочу быть вот это. Сделай мне вот это, вот это и вот это. Вам нужно выцепить оттуда именно суть. То есть, набор из трёх кирпичей, например, которые должны быть. Например, должен быть жёлтый цвет, меню должно быть слева, в сценарии должен быть персонаж баба Маруся. Всё. Дистиллировать всё, что вам спустили, до таких вот штук, с которыми дальше… это понятное место?

Петров:
Но как?

Хааф:
Непонятно. Вот Ариес знает, как выглядит, когда вам спускают кирпичи. Выглядит это, когда тебе очень много всего обычно гонят при этом. И твоя задача - как личности, стремящейся к адекватности, соответственно, этот гон… Первое: не противостоять, ни в коем случае.

Ариес:
Боже упаси.

Хааф:
Потому что вас всех вместе снесёт в унитаз. Второе: не прогибаться под него. Это что значит: это не говорить "да-да, хорошо, я всё сделаю!" (тоном испуганного ребёнка) - то есть, тоже сносит в унитаз при таком подходе. Как правильно: вы должны сесть, успокоиться и внимательно слушать. С каменным лицом.

Ариес:
Разведчик должен красивую женщину ИГНОРИРОВАТЬ!

Хааф:
Типа того, да. Ваша задача впитать весь этот гон сначала. Но "впитать" в каком плане - не в смысле, не прогнуться, не принять, а просто услышать всё, что человек говорит. При этом происходит следующее. Первое: у него заканчиваются слова, он не знает, что дальше сказать. Если вы будете с ним спорить, у него всё время будет продолжение для вас. Второе: вы, получив от него всю информацию, имеете возможность проанализировать его позицию. То есть, вот в том, что он вам сейчас говорил: что сразу полная ботва - ну, вообще ничего не значит, то есть какой-то там эмоциональный трёп, ещё что-то… Что - его жёсткие убеждения, которые нужно взять как кирпичи. Например, он вам двадцать раз в течение трёх минут говорил про жёлтый цвет. Не надо предлагать красный. (смех) Ну, если он делал это с криками, размахивая руками… Вы можете выцепить оттуда понимание, что для него очень важно, он считает. И вот это будут те самые дистиллированные кирпичи. Собственно, вы привязаны только к ним. Их не так много обычно бывает. То есть, обычно кажется, что "блин, весь проект дерьмо, ТЗ дерьмо, менеджер дерьмо, заказчик ещё хуже, делать непонятно что, сами не знают чего хотят". (смех) Если вот эту штуку проанализировать, вы увидите, что там есть всего 3-4 требования, которые нужны, а всё остальное, типа, вокруг них. Теперь понятней?

Петров:
Ну не очень.

Киньмыло:
Угу.

Петров:
Понятно, понятно.

Хааф:
Хорошо. И есть ещё третий слой - вот в том, что вы впитали, услышали, приняли, прочитали, проговорили - есть ещё третий слой гибких убеждений, которыми вы можете управлять. Итак: шелуху - выкидываем, жёсткие убеждения - фиксируем, на их основе придумываем охрененную систему: проект, сценарий, дизайн, стиль, всё что угодно. И используем эти вот гибкие убеждения - они наше поле, мы можем их менять, управлять ими - и отдаём, сдаём, то есть: вот жёлтый цвет, вот баба Маруся, вот меню слева. Всё это выражает собой стиль "жизнерадостности". Показываешь дальше, как ты это связал: как ты связал жёлтый цвет, меню слева и бабу Марусю. Клиент будет вас любить, если вы возьмёте его жёсткие убеждения, и обернёте в более гармоничную концепцию.

Участница:
Получается, ты как фильтр всё пропускаешь и структуру выдаешь?

Хааф:
Да. Ещё важный момент, после предыдущего занятия Миша подходил, спросил: надо ли переходить в другое состояние для вот такого анализа. Да. Вот начиная с прошлого занятия, мы начали осваивать другой режим мышления. То есть, первые четыре занятия у нас были про гон, такой "А-а-а-а!", "что вижу, то пою", в разных вариантах. Структуру как раз нельзя делать, находять в каком-то состоянии. Структуру, вот, нужно делать из чистого кристального спокойствия, концентрации и мышления, чёткого. Если вы будете примешивать туда любые такие вещи (показывает), структура будет кривая.

Миша Мачулин:
Хааф, структура это в смысле верхний уровень?

Хааф:
Структура это всё. В итоге, когда вы делаете проект, вам придётся всё время переходить: входить в нужное состояние, что-то пробовать, выходить, анализировать. Как это связано, подходит - не подходит. Что сделать дальше? Придумал, что дальше - входишь в нужное состояние - выходишь, анализируешь. Как это связано, с чем, что дальше? Вот. Есть ли ещё вопросы?

Муба:
Попробовать бы.

Хааф:
Кроме попробовать - нету, да? Или есть у кого-то? (пауза) Хорошо. А понятно ли… у кого есть сейчас проекты? Поднимите руку, кто сейчас работает над какими-то проектами.

Участник:
Мы сегодня вечером будем ролик снимать про сборку EasyShow.

Хааф:
Ага. А ты ничего не делаешь?

Муба:
Ну, я начинаю…

Хааф:
Значит, тоже поднимай. Хорошо. Вот, все кто поднял руки, я вам предлагаю - вот когда вы сейчас пойдёте, начнёте заниматься своими проектами, попробовать их проанализировать на предмет, вот, наличия некого понимания, в чём суть проекта, цель, основная штука, и понимания его диапазона, его границ. Насколько подробно вы прорабатываете графику, сколько вы её делаете, какой длины сценарий, где что начинается, где что заканчивается. Если это, например, там, разработка интерфейса, то, там, сколько этих макетов и насколько подробно их нужно сделать. Ну, вот, некие границы - провести себе черту. Вот, осознанно. Внутри которой вы будете работать, а за которую не полезете. Понятно в такой форме домашнее задание?

Киньмыло:
А как его представить?

Хааф:
Его представить можно следующим образом: рассказав о том, что вы увидели, или почувствовали, и поняли, как вы стали думать, или как вам это помогло, или помешало. Есть у кого-то трудности с этим домашним заданием, сейчас? Что-то непонятно?

Оля:
Непонято, как это будет выражаться. У меня вот, например, сборка. А не презентация.

Хааф:
Да. Тебе труднее - у тебя жёстко алгоритмическая работа. (смех) Если у тебя чистой воды сборка, то здесь это можно применить только как инструмент самоорганизации. Кстати, вот эта же технология - это технология управления собственным временем и собственной эффективностью.

Участник:
Можно поподробнее?

Участник:
Да.

Хааф:
Основное правило личной эффективности - всегда помни о своей цели.

Учатник:
Блин! (смех)

Хааф:
В рамках нашего тренинга это вот это (показывает корень проекта на схеме). В твоих, там, занятиях, это что-то другое.

Ариес:
Ты имеешь в виду личную эффективность в достижении какой-либо цели.

Хааф:
А какая ещё бывает?

Ариес:
Бывает много целей.

Хааф:
Ну, эффективность какая-то другая бывает?

Петров:
Бывает многоцелевая эффективность.

Хааф:
Ты об этом?

Ариес:
Я например… Ну, когда, например, есть куча целей, то вопрос стоит о разделении времени между ними.

Хааф:
Хорошо. Когда есть куча целей, ты попадаешь в ситуацию того самого художника.

Ариес:
Похоже на то.

Хааф:
Когда ты уходишь в некую середину, не задумываясь о том, что выше, о том, зачем всё это ты делаешь, как ты всё это делаешь. Поэтому тебе нужно сесть, выписать все цели, которые у тебя есть, и посмотреть, зачем они все тебе нужны, в какие блоки они складываются, куда эти блоки ведут. Понять структуру того, что ты делаешь. Как только у тебя сложится общая картинка, ты легко сможешь это видеть прямо по приоритетам, по времени, что сейчас нужно делать, что потом, чего сколько. Вот, это первый способ - ну, не способ, а шаг, что ли. Выпиши все свои цели, которые ты видишь, и посмотри, зачем они тебе нужны. В какие блоки они складываются, куда они все тебя ведут, зачем ты этим занимаешься. Там может быть трудность: чем выше ты вот это вот объединяешь, тем непонятнее. Тем не менее: объедини до туда, до куда сможешь. Просто, вот, если сознательное усилие ты приложишь, оно у тебя как-то сгруппируется. Пусть не до конца, и там останется три крупных блока - нормально, это лучше чем пятьдесят мелких задач, непонятно как устроенных. После того, как ты их объединил, у тебя будет уже такое понимание: Ага, в моей жизни есть три сектора. Такой, такой и такой. Ты уже сможешь между ними приоритеты… короче, приоритеты между тремя секторами - или баланс - выстроить гораздо проще, чем между пятьюдесятью горошинками.

Ариес:
То есть, фишка в том, что ты, короче, от мышления вот этими, вот, ягодками, переходишь к мышлению…

Хааф:
Не "переходишь", а добавляешь.

Ариес:
В смысле… Ну, понятно, что когда структуры нет, трудно это всё удержать, но если между тремя, то нужно время поделить?

Хааф:
Ну всё очень просто, ты говоришь: сегодня я занимаюсь этим, завтра этим, послезавтра этим. Или: днём вот этим, вечером вот этим, а ночью вот этим.

(смех)

Хааф:
Или: первую половину дня вот этим, вторую половину дня вот этим, а завтра и послезавтра - вот этим. И дальше, например, тебе, вот, завтра и послезавтра об этом всём вообще не нужно думать, об этих сорока из пятидесяти задач. У тебя остаётся десять. Между которыми точно так же: в первой половине дня я делаю вот эти пять, во второй половине дня - вот эти пять.

Ариес:
Хорошо.

Белка:
Мне про границы непонятно. Ну, вот как границы очерчивать. Не знаю, можно ли как-то это объяснить без конкретных примеров.

Хааф:
А очерчивать сейчас в каком контексте? В контексте проектов? Или в том, о чём мы с Ариесом говорили?

Белка:
Не в том. Я когда тебя слушаю, меня всё-таки больше на менеджерские штуки. Ну, условно говоря, есть проект - вот семинар для… И непонятно, как именно вот эти … задавать.

Хааф:
Тебе нужно, первое: понять, вот, корень. Когда у вас какой-то конкретный есть проект, без корня вообще нельзя: он развалится. То есть когда мы говорим о жизни, там может быть трудно обнаружить сразу, чем вы живёте. Но когда вы делаете какой-то конкретный проект, без этого даже начинать нельзя. Можно - но будет трудно. Соответственно, первое - нужно сформулировать. Если ты делаешь тренинг - то в чём его суть. Условно говоря, для кого ты его делаешь, зачем ты его делаешь, и про что он будет, из чего он будет состоять. Дальше ты смотришь, например - вот сформировала идею, дальше тебе нужно очертить границу. Тебе нужно посмотреть, первое - сколько времени он будет продолжаться. Например, я буду его вести два месяца или полгода? Или три года? Время. Потом, как часто я его хочу вести? Раз в месяц, раз в две недели, или раз в два месяца? Потом, сколько он будет по продолжительности? Каждый из них. Потом, сколько людей, в среднем, я хочу видеть на каждом тренинге?

Белка:
Какие-то временные характеристики.

Хааф:
Да. Потом, например… Вот, короче, вот эти вот пять измерений, они уже очень сильно дадут тебе вот эти границы, в которых думать. Если тебе их не хватит - придумывай ещё, смотри, например, там, сколько времени ты желаешь тратить на подготовку. Или какого результата ты ожидаешь получить после каждого тренинга. Или сколько ты и каких усилий собираешься вкладывать в его раскрутку. Вот эти все штуки, именно количественные, посмотри, попробуй в голове проиграть, сформировать вот, собственно, границы этого проекта, который ты делаешь. Понятней?

Белка:
Да.

Хааф:
Для, как бы, креативных проектов, производственных - такая же технология. Сформировали идею - представьте, какого она будет размера, времени, сколько там всего чего будет.

Оля:
Ну, как бы алгоритм какой-то, а потом уже…

Хааф:
Ну, условно, да. Буквально это выглядит примерно так: мы, типа, делаем козявку: "я так люблю голубое небо и облака на нём!" Суть проекта, да? Потом, понимая, что время, силы и деньги не бесконечны, к сожалению - или к счастью - нужно как-то эту идею, ну, ограничить. И ты хочешь сделать проект про облака. Следующее, что нужно сделать - это выбрать, будет это фильм, мультфильм или веб-сайт? Если фильм, то он будет три часа, час или полчаса? Если мульфильм - то он будет нарисован покадрово или перекладками сделанный? Если сайт, то это будет флэш-анимация, одна страница, ролик, или это будет 15 страниц HTML-текста? Или что это будет? И очертить некую… И тогда вы начнёте видеть - например, фильм. Полнометражный. Два часа. "Хм. 50 миллионов баксов, пятьсот человек… Пожалуй, нет".

(смех)

Киньмыло:
Сделаю-ка я сайтик.

Хааф:
Менеджерское мастерство, да - "сделаю-ка я сайтик". Потом вы берёте сайтик, сделаю ка сайтик из трёх страничек: все просто, всё понятно, но, блин, что-то как-то тухло, три странички про моё любимое голубое небо с белыми облаками. Пожалуй, нет: сделаю-ка я лучше флеш-сайтик. Вроде и не фильм, вроде и не сайтик. И, как бы, адекватно моим силам, моим задачам, моим навыкам. Всё, фиксируете эту границу и внутри неё уже дальше работаете.

(пауза)

Ариес:
Была компьютерная игра - основная идея очень созвучна - называется Cloud.

Хааф:
Да, я видел.

Ариес:
Как раз чуть побольше, чем флеш-сайтик.

Хааф:
Да, я видел. Понятно?

Киньмыло:
Да!

Миша Мачулин:
Да!

Хааф:
Круто, теперь понятно. Тогда можно приступать к выполнению домашнего задания. (смех)

Миша Мачулин:
Ура.

Хааф:
Спасибо!

(шум, смех)

Большое спасибо Кселфу,
расшифровавшему аудиозапись тренинга в этот текст.
В. Хааф

Верстка страниц тренинга: Даша





  << назад содержание дальше >>


 

 

 

 

 

Технопарк Среды

DOBR_CONSULTING - Новый проект для Малого бизнеса

Китайский Проводник

проект СельхозЕва

Интернет-Магазин Настоящей Еды И-МНЕ

Comindwork: эмоменеджмент + человеческая схема оплаты

Международный Фестиваль <User Generated Клип! 3.0>

Проект Инди-Инди. Инди — это такой способ жить. Когда делаешь только то, что ценно — без каких-то компромиссов.

Arty Talk или Рисоваська - "Аська" в которой рисуют

НадПроф-TV — это не сервис, это эфир!

Проект 108 актуальных репортажей из Индии

Зимний Летний проектный лагерь проекта НадПроф - НадПрофессиональное образование и Школы по Второй логике - Индия-2008. Погружение

Только Для Девочек

HandMade shop

Проект БАСОМАНИЯ и сообщество bassomania

Japan Channel

Маха-ТВ

Готовь мультимедийные сани летом!

Интернет-лаборатория «Ксан»: создание мультимедийных презентаций, изготоволение электронных визитных карточек (CD-визиток)

Корректорская правка и литературное редактирование текстов on-line

Проект "neq4: мультимедийные виртуальные туры"

Компания УМА — создание интернет-магазинов

Корпоративные мультимедийные открытки

KSANCARDS.RU CD визитки, CD cards, электронные визитные карточки

Издание бумажной «Виртуальной книги НадПроф»

Сад зацелованных фруктов

Инновационные рекламные конструкции EasyShow

Школа поинга Poister.ru - учимся крутить пои вместе!

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Эпохальный альбом Песни Пуха

Акция! ТАНЦУЕМ НА УЛИЦАХ ГОРОДОВ МИРА!

Интернет-магазин ZenRu

Семинары по Второй Логике

Мультимедийные презентации

English party
© 2003-2006 НадПроф info@nadprof.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru