Аттестация участников Практикума Шухова, проходившая в форме беседы, январь 2005г.
Учащимся Практикума Шухова было предложено два вопроса:
- Вопрос 1: Какие способы приобретения Надпрофессиональных навыков и знаний вы знаете и используете?
- Вопрос 2: Кому и для чего нужно Надпрофессиональное образование?
Ниже даны избранные ответы участников с комментариями Стаса Крвсс (председатель Аттестационной комиссии).
Вопрос 1: Какие способы приобретения Надпрофессиональных навыков и знаний вы знаете и используете?
Постоянное наблюдение и
проектный подход
Василий:
-
Наблюдение за своими мыслями, мотивациями, границами, которые
проводит ежесекундно мое сознание.
-
Осознанное проведение границ: я держу в голове некоторое
представление о целях, которые я хочу достичь, и структурирую свои действия в
направлении этих целей. Стараюсь, чтобы как можно больше времени я был в
осознанном состоянии и сам решал что я и для чего в данный момент делаю.
-
Разбиваю жизнь на под-проекты, например: проект «тело» и проект
«менеджмент». В рамках проекта «тело» мало и полезно ем, а в рамках проекта
«менеджмент» участвую в проектах НадПроф, например.
-
Занимаюсь цигун.
-
Читаю эзотерическую литературу, чтобы собрать как можно больше
информации по вопросам развития сознания выделить какие-то общие моменты в
том, что пишут разные люди, это помогает мне дополнительно подкорректировать
направление моих усилий, еще как бы под-самоопределиться с «эзотерической
стороны понимания». Сейчас еще читаю Ленина то, что есть на зен-ру, стараюсь
очень вдумчиво читать и понимать точно границы, которые фигачит Ленин,
поучиться той живости и остроте сознания Владимира Ильича. Все-таки, он
мощный мужик!
-
Еще думаю хорошее упражнение в разговоре с человеком стараться
максимально точно понять как проводит границы этот человек. Я вот недавно
осознал, что понимать текст и человека это совсем разные навыки для меня: текст
я читаю в одном состоянии и могу много-хорошо понимать, а с людьми состояние
более беспокойное и «замыленное», поэтому навык ясного сознания и понимания
надо тренировать на людях отдельно.
-
Расширение глубины понимания-видения: при чтении текста или в
разговоре дополнять свое видение дополнительной информацией типа, _кто_
говорит, с какой целью, какие у него мотивации, какие у него то-то и се-то, что
ему нужно по жизни.
-
Иногда стараюсь применить приемы и принципы проведения праздника,
которые изложил Клейн в своей лекции в какой-то ситуации дополнительно
выделяю в голове штуку типа «вот есть такой поток событий, такой контекст
ситуации, а можно применить прием неожиданности и сказать то-то и то-то, чтобы
высечь еще искру интереса или веселья».
«Принципы и приемы проведения праздника»:
http://shuhov69.narod.ru/otvety_kleina/besedy_principy_prazd.htm
- Тренирую смелость и делаю то, что не хочется делать из-за некомфортности. Пример: поначалу в конференцию Практикум Шухова я с большим трудом отправлял письма и писал, «скрипя сердцем» и всем чем только можно. Сейчас такого нет, после некоторых писаний писем через силу. Тоже применимо и к другим аспектам смелости езжу на семинары например, в гости к кому-нибудь, на тусовки иногда, чтобы сделать эту среду для меня понятной и комфортной.
- Стараюсь более четко говорить: четко произносить слов, четко выделять мысль, которую я хочу сказать, и сделать более явными интонации.
- О! Правильное понимание, правильное мышление, правильная речь, и т.д. получается.
- Стараюсь делать больше.
Стас:
Спасибо. Раз, два, три ссылка, пример, личный опыт,
четкость, конструктивность отлично.
Факультативный вопрос про цигун. Что в нем такого надпрофессионального?
Василий:
Я в цигуне учусь воспринимать процессы, происходящие в теле.
Физиологические. Параллельно с этим происходит усиление этих процессов,
развитие новых процессов и пр. Полезно для здоровья, тела и сознания. Сознания!
Развивается внутреннее видение, а затем и внешнее. Больше видения больше
адекватности. Живучести больше!
Cтремление понимать - почему происходит так или иначе
Эгле:
Исследование сред и процессов в которых я участвую,
стремление понимать - почему происходит так или иначе, видеть взаимосвязи,
видеть как построены процессы, на чем держатся, почему такие и т.д. Чем похожи
и чем отличаются разные процессы, почему? Нахождение ответов на эти вопросы
рождают какое-то понимание, на котором стараюсь принимать решения - как
действовать. Брать ответственность за свои действия. Исследование результатов.
Еще - учиться новому, идти в новые, незнакомые среды.
Стас:
Ага. Давай технологизировать:
1. Исследование сред и процессов в которых я участвую,
стремление понимать - почему происходит так или иначе, видеть взаимосвязи,
видеть как построены процессы, на чем держатся, почему такие и т.д.
То есть, развитие навыка видения причинно-следственных взаимосвязей
в любых средах и процессах, в которых тебе приходится участвовать.
2. Чем похожи и чем отличаются разные процессы, почему?
То есть, развитие навыка нахождения сходств и различий в разных
процессах. Отлично.
3. Нахождение ответов на эти вопросы рождают какое-то
понимание, на котором стараюсь принимать решения - как действовать.
Исследование результатов.
Собирая знания вместе и развивая эти навыки, ты получаешь новую
информацию для развития. Супер.
4. Брать ответственность за свои действия.
То есть не откладывать дела, а делать акцент на действия в
режиме обучения.
5. Еще - учиться новому, идти в новые, незнакомые среды.
Тут вопрос: по какому принципу выбирать новые и незнакомые
среды?
Эгле:
Я выбираю по принципу - где вижу возможность расширять, углублять
свое понимание и умения, развивать свои качества.
Определяю по:
1) что хочу, интересно, "тянет"
2) что нужно для достижения намеченных целей.
Стас:
Ок. То есть - используется для начала то, что под рукой.
Культурный фон и глобальная жизненная позиция
Рио:
Стараюсь больше читать, причем не какую-то специальную
литературу, а просто хорошие книги - вроде тех, которые в библиотеке Лотоса,
хорошую художественную литературу, философскую, психологическую - разную. Я
составляю такую legenda libri - список книг, которые я хочу прочитать,
упоминание о которых встречаю, и оно меня заинтересовывает.
И вообще - всеми способами повышать мой общий культурный фон
(живопись, музыка, история, языки). Это первое, и, наверное, единственное. А
потом, уже на этом фоне осваиваю разные конкретные, инструментальные знания и
умения: если можно научиться по книжкам - значит, по книжкам, если есть рядом
знающие люди - значит, у них научусь, и так далее - в зависимости от цели и
обстоятельств.
Стас:
Технологизируем:
1. Для развития личных качеств читать самую разную хорошую
литературу. Составить список книг, в которые ты пишешь все, что заслуживает
внимания.
Вопрос: откуда ты берешь эти книги? Хороших книг ведь ужасно
много, в том числе и на сайте Лотоса. Как ты выбираешь?
2. Повышение общего культурного фона.
Напиши, пожалуйста, поподробнее - как у тебя это влияет на
развитие менеджерских качеств.
А потом, уже на этом фоне осваиваю разные конкретные,
инструментальные знания и умения: если можно научиться по книжкам - значит, по
книжкам, если есть рядом знающие люди - значит, у них научусь, и так далее - в
зависимости от цели и обстоятельств.
Обучение по книгам и у профессионалов - это точно
надпрофессиональные знания и навыки? А вдруг они на самом деле
профессиональные?
Рио:
Технологизирую:
1. Аннотация к книге должна заинтересовать меня.
2. Упоминание о ней я встретила в уважаемом мной месте - на
сайте, в другой книге, от человека, которому доверяю.
3. И лучше, если эта рекомендация была не один раз.
4. Слушаю интуицию.
К фильмам тоже это надо отнести - я не сказала о них. И к
этому надо научиться быстро читать и привыкать к аудиокнигам.
Напиши, пожалуйста, поподробнее - как у тебя это влияет на
развитие менеджерских качеств.
Я правильно думаю, что в этом контексте менеджерских =
надпрофессиональных?
Этот фон дает человеку основу, является ступеньками вверх и
вглубь.
Например, есть музыка, книги - бездонные, в них каждый раз
находишь новое. Они дают возможность прикоснуться к непередаваемому, уСВОИть
его - сделать своим.
Стас:
Прекрасно! Надпрофессиональное образование ведь подразумевает
развитие личных качеств. Не только памяти, скорости но и остальных тоже.
Красота проекта, красота действий - есть такая человеческая фишка! Отлично!
Рио:
О, кстати, я вчера убедилась собственной собой, что магия -
есть. Это так удивительно!! Это, может, и не относится к теме, но если бы не
было у меня определенного багажа типа маленький пока склад "мерцающий
туман", я бы не смогла понять, как можно ситуацию - сделать. Это ведь
надпрофессиональное умение?
Да, вот ответ на вопрос: этот культурный фон для меня
является мерцающими стенками такого склада.
Обучение по книгам и у профессионалов - это точно
надпрофессиональные знания и навыки? А вдруг они на самом деле
профессиональные?
Ну конечно же. Конечно. Сами по себе эти знания и навыки
вполне профессиональные. Но наложенные на общий фон, реализуются иначе, звучат
иначе. Чем отличается, например, простое манипулирование людьми от закручивания
процессов? Я думаю, именно наличием внутреннего благородства "закручивальщика",
его магичностью, уверенностью, умением "зрить в корень". И другими
многими тысячами качеств.
Стас:
Ооооо! То есть фишка - в правильной внутренней позиции,
выходит. Действие с позиции "надпрофессиональность" результируется в
движении в сторону надпрофессиональности. Что бы не валилось - примагничивается
и растет. Однако.
Активное участие в новых сферах деятельности
Алексей:
Нахожу новые сферы деятельности, где мне не понятно, как
действовать. Чем выше окажется уровень непонимания, тем ошибок и шишек будет
больше. Обычно, я стараюсь заранее прикинуть количество и величину
"шишек", так как не хочу, чтобы прибило насмерть.
Из последних, новых для меня сфер деятельности, самыми
тренирующими стали:
В процессе приспособления в новой сфере деятельности,
обучения новым навыкам ("профессиональным") во-первых, применяются
уже наработанные надпрофессиональные навыки, увеличивая эффективность
деятельности и обучения, а во-вторых, тренируются и приобретаются
надпрофессиональные навыки. Некоторые навыки тренируются заметно, а некоторые -
"сами", только потом получается увидеть: "Ага, а вот этого
раньше у меня не было!"
Читаю "специальные" книжки - актуальные,
помогающие разобраться с текущими вопросами, или открывающие новые, когда
кажется, что уже "всё и так понятно". Надпрофессиональной технологией
поиска "специальных" книжек владею плохо, только кустарными методами.
Обычно, такие книжки находятся у меня сами или вообще не находятся. Технологию
уловил, буду осваивать. Спасибо!
Стас:
Ок. В каких проектах ты участвуешь в этих сферах?
Алексей:
Участие в Тренинге Лотоса не было для меня проектом - как
проект я своё участие не рассматривал. Это выглядело примерно так (в
современных терминах): "О! А чего это тут у вас надпрофессиональненького
есть? Говорят, полезное что-то. Пойду посмотрю-поучаствую". Я не ставил
себе ни сроков, ни конкретных целей, кроме одной: познакомиться с людьми,
которые так же в поиске... всего надпрофессионального.
В Школе НадПрофАнглийского я изучаю английский язык.
Обучение представил себе как проект: выбрал направление, определил ресурсы,
которые выделяю на проект. "Веду" раздел Школы на сайте НадПрофа:
верстка, новости, координация процессов.
Руковожу проектом ZenRu.org: перевод текстов zen.ru на
английский, продвижение сайта в англоязычном Интернете. Работа над этим
проектом ведётся так же через Школу Дизайна и Практикум Шухова.
Преподавание в колледже я тоже представил себе как проект с
целями разного уровня:
- подготовка студентов к сдаче экзамена по "моему" курсу;
- зарабатывание некоторого количества денег и приобретение педагогического стажа;
- отработка моих навыков общения с аудиторией и навыков организации учебного процесса.
Гибкость сознания
Сергей:
Цель приобретения Надпрофессиональных навыков и знаний -
создание в себе такого набора качеств, который позволит раскручивать потоки,
управлять ими и проявляться в этом мире.
Стас:
Ок. Сформулируй, пожалуйста, 34 качества, которые ты считаешь
необходимым для раскручивания и управления потоками.
Сергей:
- внимательность;
- интуиция;
- способность смотреть на мир с нескольких точек зрения;
- способность планировать и исполнять намеченное;
- терпение;
- смелость.
Т.е. все качества, позволяющие решать что и как делать и
собственно делать. А наличие доп. ограничений (на ресурсы, время, …) доводит
число этих качеств до "не знаю сколько, но очень много".
Стас:
- способность смотреть на мир с нескольких точек зрения
Напиши поподробнее об этом качестве, пожалуйста. Что это значит
и пример.
Сергей:
Вот у меня есть проблема, и вот я просекаю как расставить
границы вокруг неё: всё, у меня есть позиция, понимание, которое транслируется
в воздействие на проблему, чтоб решить её. Для меня сейчас это критерий моего
понимания: правильное понимание, правильная расстановка границ уже содержит в
себе ответ на то, что делать, и побуждает к действию.
Теперь другой вариант: я не могу просечь, как мне расставить
границы, чтоб достичь того уровня понимания, с которого я могу решить проблему.
Т.е. я учусь, экспериментирую, набиваю шишки. И вот в этом состоянии,
возможность прыгать с одной позиции на другую, или комбинировать точки зрения,
даёт шанс прийти к правильной позиции, правильному пониманию.
Так что правильное название этого качества: способность к
обучению.
Стас:
Ок! Отлично! Я бы назвал такую штуку "гибкость
сознания". Когда непонятно рассматриваешь с разных точек, комбинируешь и
пр. Прекрасно, Сергей! Мы вытащили новую фишку.
Тотальное «Ого-го!»
Sealeg:
Пытаюсь научиться стратегичности во всем. Именно во всем,
иначе это не стратегичность. Т.е. когда что-то делаю/думаю, куда меня это заведет, какие
последствия будут потом? При этом мало быть стратегичным на каком-то там среднем
уровне, вот тут я подумаю как оно будет, а про это не буду. И так пронесет.
Этого не достаточно. Этого достаточно для достижения вот той цели, о которой я
подумал, а вот для той, которая «ого-го», насчет которой я подумал
"Пронесет.." недостаточно.
Недостаточно - значит может добьюсь, а может не добьюсь. Как
правило, не получается, да и рассчитывать на это недостойно. Всегда должно быть "Ого-го!".
Получается максимум усилий в желаемую точку. После того как решил, что точка - действительно тобой желаемая.
Я вот все это прочитал, что написал, и подумал: "Ну да,
что там хорошее получилось..", потом мысли уже разбегаются.. уже о чем
писал не понимаю. Это пример проявления нестратегичности. Мысли разбегаются, а
должны сбегаться. В точку.
Стас:
Ок!
1. Стратегичность (навык)
2. Именно во всем (системность, единый подход ко всему)
Этого не достаточно. Этого достаточно для достижения вот той
цели, о которой я подумал, а вот для той, которая ого-го, насчет которой я
подумал "Пронесет.." недостаточно.
Прикольно! Локальный выигрыш - глобальный проигрыш.
Недостаточно - значит может добьюсь, а может не добьюсь. Как
правило, не получается, да и рассчитывать на это недостойно.
Ага. То есть типа кое-как нахитрил и думать, что за это все
крутое круто получится - недостойно. Ок.
Главное, что нужно — щелчок в голове
Павел:
Каких-то особых способов я не знаю. Т.е. все те же способы, что используются для приобретения
обычных (профессиональных) знаний:
- Самостоятельное обучение - чтение книг, делание каких-то упражнений и т.д.
- Наблюдение за процессом работы других.
- Работа в команде.
Думаю, тут важно - не как приобретать надпроф знания, а для
чего. В какой-то момент сам человек переходит в новое состояние: надпроф.
Просто в голове что-то щелкнуло и все. И тут же меняются цели и задачи.
А отсюда меняются способы и средства достижения этих целей.
Меняются в смысле - не заменяются на другие, а лишь качественно изменяются
(хотя, может быть, впоследствии, и вообще заменяются). Как? Думаю, гибче
становятся. Т.е. где надо - быстрее, или точнее. Или, наоборот, медленнее.
Гибкие и динамичные цели требуют эффективных действий.
Наверное, главное, что нужно для приобретения Надпрофессиональных
навыков и знаний - щелчок в голове.
Стас:
Самостоятельное обучение - чтение книг, делание каких-то
упражнений и т.д.
За примерами книг и упражнений далеко ходить не надо. А вот как
ты узнаешь, что они на самом деле надпрофессиональные? И что результат
надпрофессиональный, а не профессиональный?
Наблюдение за процессом работы других.
Ок! Да. Я предполагаю, что ты имеешь в виду надпрофессиональных
"других".
Работа в команде.
Ок! Очень хорошо! С тем же замечанием, что и в пункте 2.
Наверное, главное, что нужно для приобретения
Надпрофессиональных навыков и знаний - щелчок в голове.
Щелчок должен быть нужной формы и в нужном направлении. То есть
существо может и не знать, что ему это надо. И тут вдруг набредает на сайт
НадПрофа, например и видит - О! Наша задача - сконцентрировать и нацелить
щелчок.
Павел:
Интересно.
1. Перед чтением полезно представить, для чего ты будешь
читать книгу. Или это простое убийство времени, или необходимость знания
материала (для работы, скажем), или желание получить эстетическое наслаждение
от слога/красоты содержимого. Т.е. нужна цель чтения. Или, если даже она не
нужна, она всё равно есть! Если цель надпрофессиональна, это уже залог надпрофессиональности
результата.
2. По прочтении книги что-то должно остаться
"нематериальное". В идеале - позыв к действию, или хотя бы искренняя
радость, или какое-либо другое эмоциональное воздействие (как кайф: чтение книг
как наркомания).
Но это воздействие должно нести мотивационный характер. И
вот если оно осталось/появилось -- это и есть надпрофессиональное. Вообще,
"надпроф" ассоциируется со словами "мотивация",
"цель", "действие".
Стас:
По прочтении книги что-то должно остаться
"нематериальное". В идеале - позыв к действию, или хотя бы искренняя
радость, или какое-либо другое эмоциональное воздействие (как кайф: чтение книг
как наркомания).
Согласен!
Но это воздействие должно нести мотивационный характер. И вот
если оно осталось/появилось - это и есть надпрофессиональное. Вообще, "надпроф"
ассоциируется со словами "мотивация", "цель",
"действие".
Тут такая вот фишка, что заранее какое именно окажет воздействие
книга - не известно. То есть тут дело даже не в воздействии, а в том, как ты
отнесешься к нему. Выбросишь - значит без толку читал. Примешь во внимание и
как-то используешь - с толком. Определение "надпрофессиональная цель дает
надпрофессиональный результат" - точно отражает вид действия.
Четкое, осознанное движение
Александр Кастрыкин:
- чтение материалов сайта Zen.ru;
- участие в конференциях Ш2Л и ПШ;
- индивидуальное "живое" и E-mail общение с участниками среды Zen.ru;
- участие в проектах Zen.ru (перевод лекций с аудио в текст);
- участие в семинарах (собираюсь приехать на январский);
- деятельность в своих бизнес-проектах.
Стас:
Представь себе вот такую ситуацию: ты уехал на полгода в
командировку в провинциальный город где-то в глуши. Интернет - 1-2 раза в
месяц.
Какие способы приобретения надпрофессиональных навыков и знаний
ты бы стал использовать в этом случае?
Александр Кастрыкин:
Ты прав. Мой ответ поверхностный. То, что я перечислил в
качестве ответа на первый вопрос – это некий контекст, благотворная среда для
деятельности. А сама деятельность заключается в работе над собой, своим
сознанием, своими качествами.
И так, способы приобретения надпрофессиональных навыков и
знаний, которые я сейчас использую:
1. Стараюсь подходить ко всем своим действиям осознанно.
Ясно представлять, что я делаю и для чего. Соответствует это действие моим
целям, планам, решениям.
2. В процессе чтения отмечаю, выписываю, что мне удалось
понять. Далее определяю, какие должны быть действия на основании того, что я
понял. Фиксирую это и стараюсь делать.
3. Определяю свои качества, которые наиболее мешают мне в
настоящий момент эффективно и результативно действовать, приводят к потере
энергии, к плохому самочувствию, недовольству всем и вся. Работаю над их
исправлением.
Сейчас для меня это:
- раздражительность; недовольство. Очень помог мне в
осознании как с ними поступать ZenHelp100 (http://klein.zen.ru/zen-spirit/zenhelp/arhiv/zen-help-100.htm);
- увиливание от принятия решений, несвоевременное принятие
решений, невыполнение принятых решений.
Любое понимание неразрывно с действием
Роман Соколов:
1. Стараюсь осваивать новые сферы деятельности, либо заметив
интерес к чему-то, либо столкнувшись с проблемой в жизни, которая требует
решения.
Например, я давно хотел научиться танцевать, пошел в школу
танцев, научился. Давно хотел освоить художественную фотографию, сейчас
осваиваю.
Когда возникает проблема и встает выбор между «разобраться и
решить самостоятельно» или «переложить решение на кого-то» делаю выбор в пользу
первого.
2. Максимально осознанно действую в мире и анализирую
результаты этих действий.
Под анализом я подразумеваю рассмотрение трех штук:
«планируемый результат», «сами действия», «фактический результат» с точек
зрения: из-за чего фактический результат отличен от планируемого, что можно
было бы сделать, чтобы эффективность была выше, какие были негативные побочные
эффекты и как их можно было избежать с целью: в следующий раз действовать с
учетом полученного опыта.
3. Слежу за достижениями в науке и технике. Уделяю внимание
всему новому и необычному, что попадается на глаза или под руку. Обнаружив
непонятное явление или процесс, ставлю в очередь на препарирование и в порядке
очереди целенаправленно ищу и изучаю толковые источники в Интернете или в
реальном мире.
4. Общаюсь с людьми и читаю книги людей, которые создали
что-то значительное, что-то уникальное в разных областях искусства, науки,
техники. Значительное и уникальное - это то, что меня зацепило, что восхитило,
то, что я не понимаю, как сделано и сам сделать не могу.
Для меня любое что-то, что я понимаю неразрывно с действием.
Признаком понимания является действие, действие есть индикатор понимания. Те
знания и навыки, которые приобретаю, не задумываясь использую в жизни, во всех
больших и маленьких делах, которые делаю каждую минуту. Что-то воспринял,
осознал, это как-то поменяло тебя, как-то поменялись твои мысли, слова,
действия, реакции, соответственно результаты тоже изменились.
Стас:
Те знания и навыки, которые приобретаю, не задумываясь
использую в жизни, во всех больших и маленьких делах, которые делаю каждую
минуту.
Ок. Хорошо. Здесь то, что отличает просто разносторонний круг
интересов и надпрофессиональность.
***
Полный текст беседы с учащимиcя Практикума Шухова читайте на сайте www.nadprof.ru