Лекция №17:
О проектах, или Чем отличается просветление предыдущего тысячелетия от настоящего
Семинар по Второй логике, 17-19.12.2004 г.
Клейн:
Речь пойдет о проектах. Те, кто реально участвует в проектах, будут рассказывать о своей конкретной деятельности и может быть, будут делать какие-то философские обобщения.
Рома Мандрик:
Будут рассказывать те, кто делают Интернет-лабораторию «Ксан».
Клейн:
Чем больше у Хаафа рост в мастерстве и во внутренней продвинутости, тем больше он похож на обезьяну (смех). Красивейший контраст!
Белка:
Я предлагаю всех желающих спросить, зачем нужны проекты.
Мандрик:
А если желающих не будет, то мы будем выбирать. Итак, блиц-опрос.
Кто-то:
Определите, пожалуйста, слово «проект».
Мандрик:
Отлично! Определим слово «проект». Моя формулировка проекта. Это процесс, направленный на достижение конкретной цели. Процесс в себя включает людей, информацию, ресурсы. Это некий способ структурировать реальность, для того, чтобы достичь желаемого результата. В общем-то, любую деятельность можно сформулировать как проект. Если ее так не формулировать, то тогда сам процесс он разжижается.
Клейн:
Да, проект можно рассматривать как совокупность ресурсов, совокупность целей. Но для нас сейчас, для присутствующих здесь в этот момент, наиболее актуальным является последнее, что Рома сказал. Это можно вынести, как отдельное определение проекта: «проект это отношение к деятельности, которой ты занимаешься, это позиция». Смысл такой если ты можешь к своей деятельности относиться как к «проекту», она будет более структурирована, более эффективна, более заострена на результат. Если ты не относишься, как к «проекту», то идет «разжижение деятельности». Рассматриваем проект, как отношение к собственной деятельности. Вид отношения, позицию.
Кто-то:
Если у тебя нет цели, но есть то, что ты делаешь, то не важно, есть у тебя цель, нет у тебя цели?
Клейн:
Я переформатирую твой вопрос: должен ли проект включать в себя цели?
Мандрик:
Должен.
Клейн:
Если проект не включает в себя цели, является ли это проектом?
Мандрик:
Нет.
Марина:
Можно, я по-другому сформулирую: «проект это форма мыслимости деятельности»?
Клейн:
Да. В этом смысле это отношение, это позиция. Это форма мыслимости. Согласен. Да, можно. Для нас это актуально сейчас, вот это нужно понять: что, если смотришь на это и вот так относишься, тогда это одно, если смотришь и по другому относишься, то это другое. Это актуальные границы для нас. Так важно провести.
Марина:
Рамки проекта, границы проекта определяют отношение к деятельности, которой ты уже занимаешься или принципиально ты каждый раз создаешь некоторую конструкцию, накладываешь, и получается деятельность?
Клейн:
Которой ты занимаешься.
Марина:
Это обязательное условие?
Клейн:
Да. Мы не рассматриваем проект, как абстрактную, философскую категорию. Мы формируем правильное отношение к своей деятельности и говорим: «Проект это некая целостность». У каждого человека может быть какое-то конкретное количество проектов, которыми он занимается. А другое это не проект. Я тебе пример приведу: ИЛ «Ксан» для меня это проект, а, допустим, сайт ДзенРу это не проект.
Марина:
Я, наверно, чего-то не понимаю.
Клейн:
Потому что, он когда-то был проектом. Потом он перестал быть проектом. Ну, как-то так.
Кто-то:
Конвейер.
Клейн:
Нет, не конвейер. Теперь это не проект. Например, я могу выйти погулять в парк, могу не выйти, могу поставить что-то на сайт, могу не поставить. То есть я не отношусь к этому как к проекту, который требует какой-то концентрации, какой-то четкости. Для Толика Вострякова Magic’a это проект. Он на своей работе работает, и он взял на себя миссию технически поддерживать этот сайт и относиться к нему как к проекту. Нам сейчас важно именно это определить и понять.
Марина:
То есть здесь и сейчас деятельность рассматривается как проект?
Клейн:
Да. Проект можно рассматривать миллионом способов. Для нас сейчас важно определить, что проект это некое отношение к деятельности, которое позволяет резко увеличить твою эффективность. Как существует, например, «системное мышление несистемное мышление». Когда ты видишь мир, как набор систем, когда ты на каждую штуку смотришь: «ага! система!» И она состоит из подсистем и входит в надсистему. Это совсем другое мышление «проектное мышление». Видишь и ту, и эту деятельность, видишь деятельность, которая должна быть приоритетной, которую ты считаешь, что она должна быть приоритетной и наиболее эффективной, и формируешь ее в виде проекта.
Марина:
Являются ли временнЫе границы проекта его обязательной характеристикой?
Клейн:
В общем-то, да. Когда мы что-то рассматриваем как проект, мы, во-первых, обязательно видим этапы проекта. По крайней мере, мы должны видеть нулевой этап и должны видеть первый этап.
Марина:
Я имею в виду, что прозвучало слово «отношение». Я, например, говорю, что «я буду относиться к этому, как к проекту, два года»?
Клейн:
Да, это можно. Но это не обязательно входит в проект. Можно относиться, например, так: «я четко отношусь полгода» или «я четко отношусь, пока не произойдет какое-то событие». И тогда это тоже временной интервал. Но можно говорить «я буду к этому относиться, как к проекту, до тех пор, пока я не увижу, что пора прекращать». Но это тоже, получается возвращаемся назад по цепочке равноценно установке срока конкретного. Поэтому форма может быть «полгода»; а может быть никакой.
Итак, речь идет о том, чтобы видеть то, что ты делаешь в виде «проекта». Тогда ты можешь им заниматься.
Возьмем проект «ДзенРу (Толика Вострякова)». У него там сейчас цель и задача одна: поддерживать эту линию по своим каким-то внутренним причинам. Потому что есть коммерческие проекты, есть некоммерческие, есть гуманитарные, есть обучающие и т.д. Для него это одновременно обучающий проект и гуманитарный проект. Обучающий: на примере этого проекта он какие-то свои качества отрабатывает при взаимодействии со мной. Гуманитарный: он вносит свою лепту в создание и поддержание всей системы, которая нацелена на то, чтобы какое-то излучение излучать в сторону сознания. Это его проект, его дело.
ИЛ «Ксан» это высшая разновидность проекта. Это когда уже сбалансированы не только эта вещь и вот эта…
Поясню. Проект «ДзенРу (проект, который делает Толик)» сбалансирован таким образом: есть мои задания, они требуют какого-то времени, они все находятся в Интернет, все как там делать понятно. Там важна четкость и точность. Это небольшое количество компонентов.
Если мы берем ИЛ «Ксан», то там гигантское количество компонентов, гигантское количество слоев, разрезов, секторов, масштабов и т.д. И всю эту штуку нужно балансировать. И если проект предусматривает, что это бизнес, то тогда нужно еще сбалансировать то, что «в него идет материальный ресурс и по каким-то бизнес-моделям он оттуда возвращается с приращением». Тогда это «бизнес».
Если туда просто уходит ресурс и не возвращается, то это «гуманитарный проект» или хобби, или что-то еще. «Бизнесом» это становиться только тогда, когда создается «машина по зарабатыванию денег».
Другое дело, что эта машина еще таким, таким и таким образом должна быть сбалансирована. Например: удачная бизнес-схема, не противоречие законодательству, ты должен уметь это делать, тебе должно быть это интересно. А если это еще вплетено вспоминаем «системное мышление» во всю остальную твою деятельность и все это держится о! тогда это отлично. Это сложнейший баланс.
В этом смысле, ИЛ «Ксан» это такая сложнейшая конструкция. Я, действительно, много могу говорить о тех ее уникальных сложностях, которые вообще не встречаются на просторах России. Да, в общем-то, в мире я тоже такого не видел, но я подозреваю, что мир больше, чем я видел, и что где-то что-то подобное есть. А в России точно нет.
Но мы сейчас ограничим это все, и конкретно будем говорить о проектах и о конкретных соображениях тех, кто в этих проектах участвует. Тема: «зачем нужны проекты?» или, чуть-чуть переформулирую, «зачем нужно проектное мышление, зачем нужно развивать в себе эти знания, навыки, умения, мастерства?»
Перед этим я просто не могу. Сдерживаюсь уже пятый раз. Вася, ты почему такой загорелый? (смех) (указывает на Васю) Это Вася! (аплодисменты)
Вася (встает):
Таиланд! (смех, аплодисменты)
Клейн:
Садись, пожалуйста.
Мандрик:
О, футболка тоже оттуда?
Вася:
Да. Но иероглифы китайские.
Мандрик:
Итак. Проекты позволяют направить…
(обрывается запись одного файла, начинается текст с другого файла)
Роман Мандрик:
Время, за которые может достигнуть… позволяет оценить результаты деятельности
Клейн:
Как конечной, так и промежуточной.
Мандрик:
Да. Поэтому внутри проекта может быть очень много подпроектов, и в этом смысле, они тоже будут «проектами».
Например, какая-то задача состоит из трех-четырех компонентов, из нескольких человек или даже из одного человека. Она может рассматриваться, как проект даже внутри проекта, там может быть сильно вложенная структура но это все зависит от того, кто инициирует процесс и называет его «проектом».
Почему именно такая форма эффективна? Эффективна для того, чтобы получать опыт, его структурировать, развиваться, в конечном итоге?
Наташа Ананьева:
Ну, просто, по-другому никак нельзя.
Мандрик:
Можно. Можно же не делать?
Наташа Ананьева:
Ну, как это? Можно же жижу волочь и все.
Хааф:
На самом деле, принципиальный выбор один: либо жижа либо проект.
Наташа Ананьева:
Да, если что-то делать, то только в такой форме.
Хааф:
И если «жижа» а это значит «нет цели, целей никаких не поставлено» то можно «вот сегодня я захотел покушать, завтра сходить в кино, послезавтра заняться йогой, послепослезавтра заняться презентацией…»
Мандрик:
А время уходит.
Хааф:
А время уходит, и все это: «эк! эк!» на полдороге и никуда. И все время остаешься на том же самом месте, и никаких структурных изменений внутри не происходит.
В противоположность этому проект это форма, важнейшее внутреннее свойство которой, что она структурирует ваше направление, усилие, время и позволяет все время наращивать сложность. Как только вы берете какую-то деятельность, называете ее «проектом» и начинаете идти к какой-то цели сложность того, что вы делаете, все время возрастает. Ваше мастерство все время возрастает. Пока этого нет, и вот жижа раз сюда, раз сюда все остается на одном и том же месте.
Мандрик:
Проекты позволяют накапливать «мышечную массу»: результаты, понимание, экспириенс, опыт в какой-то довольно конкретной форме. В форме результатов, полученных от проекта, в форме информации, в форме отношений с людьми и так далее.
Если сначала я начинаю проект, и там я один, и мне, кроме себя, в общем-то, некем управлять, некого координировать, и все информационные потоки завязаны только на меня, то моя задача себя только структурировать.
Следующий уровень это когда есть несколько людей, которых нужно структурировать, которым нужно задавать некий импульс. И постоянно следить не только за тем, чтобы самому внутри быть структурированным и четким и следить за проектом, но и следить за тем, чтобы у всех остальных в голове было то же самое. Тогда процесс будет развиваться. …И следить за тем, как этот процесс развивается.
Миклер:
Можно «проследить за другими» поподробнее?
Мандрик:
Когда ты ставишь человеку задачу, ты ставишь ее максимально четко. Чтобы не было возможности трактовать ее по-другому. Ставить максимально детально, максимально четко, максимально подробно. Ты ставишь ему срок, к которому эта задача должна быть выполнена. И ты как-то следишь за тем, чтобы он ее выполнил. Это самая грубая форма.
Есть еще много разных факторов. Например, состояние этого человека: оно может быть сегодня вот такое к нему нужно подойти, поговорить как-то. Воодушевить, чтобы он делал свое дело лучше, чтобы у него просто настроение улучшилось, потому что оно у него испортилось по каким-то странным причинам. И это тоже нужно делать.
И чем дальше, тем тоньше все эти штуки когда, например, нельзя замотивировать человека тем, что ты ему пригрозишь, что он что-то не получит или будет уволен. Ну, нельзя, принципиально, этого сделать!
И нельзя его замотивировать тем, что он «получит больше чего-то». Есть такие ситуации, и мы об этом сейчас поговорим. Тогда работают гораздо более тонкие механизмы, чем просто «вот тебе задача, вот срок, если не сделал получи пинка, если сделал получи кусок сахара», это очень грубая штука.
Сначала, когда ты начинаешь делать, ты используешь какой-то грубый инструмент ну, просто потому что не хватает умений и… еще важная штука, это «видеть». Я назову это так: «видеть людей, которые участвуют в твоем проекте». Видеть людей значит видеть, какое у них состояние, что с ними происходит не только в плане задач, но и как с людьми. Куда они движутся. Все это нужно видеть и как-то этим управлять. Нельзя управлять этим жестко. Потому что это очень тонко ты можешь подойти к человеку, что-то сказать, а он еще больше «закроется», например. Это как дотронулся слегка где-то, в правильном месте и раз! изменилось «само собой».
Сначала грубые вещи пробуешь, пробуешь максимум того, что ты можешь. А потом, по мере того, как ты делаешь больше, больше, больше у тебя открывается больший угол зрения, и появляются те инструменты. Ну, если ты правильно подходишь к самому себе не халявишь, не нюнишься, не боишься. Ну, движешься. Тогда это у тебя появляется, и ты можешь делать больше меньшими силами. И делать гораздо более тонкие штуки.
Миклер:
Если кратко…
Мандрик:
Если кратко просто нужно делать. Пробовать. Я тебе сейчас могу говорить много, но это всего лишь грань моего опыта. Тебе нужно свой опыт приобретать. Пробовать сначала: как ты можешь это сделать? Увидишь там: что-то не то, какой-то косяк, «почему-то они на меня злятся», что ничего не работает. Потом раз что-то повернулся, посмотрел опа! заработало. Ага! Вот такая штука есть. Ага, значит вот так. У тебя картинка постоянно будет меняться. Граней больше, больше, больше. Инструментов больше, больше, больше. А потом наступает момент, когда ты не думаешь о том, какой инструмент выбрать, и не думаешь о том, как бы сейчас картинку рассмотреть. То есть ты просто видишь, импульс тут же возникает, и делаешь, и только потом понимаешь: «ага, я вот там…» ну, можно отследить, что ты сделал. Но это возникает как бы вот так. Все, что нужно это, короче, «делать». Пробовать.
Клейн:
Я дам некоторый контекст присутствующим, в котором это говориться. Речь идет о тех людях, о той части людей, которые по каким-то причинам стремятся к просветлению.
Мандрик:
Да, естественно.
Клейн:
Не говориться «вообще», о всех, что «нужно делать проект, и они так-то делаются». Речь идет о том, что:
Если человек стремится что-то понять и как-то по этой линии продвинуться, обязательным является «умение делать проекты».
Мандрик:
Да.
Клейн:
При всей для кого-то, может быть, спорности и экстравагантности этого тезиса это именно так. И Рома Мандрик ну, и я, естественно, тоже, но сейчас это Рома будет делать он собирается именно отстаивать этот тезис. Показывая его, аргументируя, отвечая на вопросы, может быть. Потому что это просто необходимо, если хотите.
Мандрик:
По мере того, как ты начинаешь видеть больше это распространяется на все. Ты научился видеть состояние человека это везде так. Ты научился вот это делать это везде так. Твое обучение и развитие происходят на порядок быстрее, нежели бы ты… ну, так не делал. Просто потому, что это такой «узконаправленный луч на точку».
Хааф:
То, что Рома сейчас говорит, выражается внутри в следующем: ты в итоге все в большей степени самоопределяешься, собираешься в точку, все четче цели у тебя, все более однонаправленные. Ты собираешься в постоянное осознание того, что ты делаешь, как ты делаешь, почему ты делаешь и зачем ты делаешь.
Клейн:
Фактически, сейчас идет расшифровка одного очень маленького очень важного, но очень маленького такого, там мало слов тезиса Будды. На сайте zen.ru есть «Восхитительные фрагменты из сутр». Там говориться: «Если ты хорош, если ты молишься, поешь мантры, не обижаешься на живых существ, но не обладаешь упайей то ни фига у тебя не будет».
«Упайя» переводится как «искусные средства». За 2500 лет «искусные средства» превратились в «правильное умение петь мантры и выполнять какие-то фиговины». Это не то. Речь идет именно об «умении делать проекты», об «умении принимать решения».
Освобождение то, о котором Будда говорил это «ты рулишь своей жизнью, ты рулишь своей линией». Ты поворачиваешь колесо Дхармы, а не оно тебя поворачивает. А это означает ты умеешь принимать решения, у тебя для этого есть необходимые качества, и у тебя есть для этого необходимый опыт, необходимое видение структуры мира. Необходимое видение структуры мира применительно к действию. И это все входит в понятие «упайя». Если ты ставишь своей целью не просто «прибиться к какой-то секте и молиться». Это хорошо, это замечательно это гораздо лучше, чем продавать наркотики и пить водку, это замечательно. Это… ну, тогда через какое-то количество жизней. Но если ты в этой жизни хочешь… ты должен понять, что без упайи никуда. И то, что сейчас говориться на языке «проекты»: как цепочки принятых решений, сбалансированных между собой, что является более сложной системой, чем одно принятое решение. А любое принятое решение это уже и есть шаг к свободе: ты принимаешь решение, а не тобой принимают. И вот «проекты», переход на цепочки таких решений сбалансированных, а потом на все более сложные масштабы этих цепочек, с тем, чтобы, в конечном итоге, твоим «проектом» была вся твоя жизнь.
«Проект», «принятие решений» это все крутится вокруг «интеллекта». Безусловно, ты должен владеть интеллектом лучше всех остальных. Но! Ты должен быть и таким, и таким, и таким, и таким и смелым, и интуитивным, и еще успевать поворачиваться быстро. И быть хорошим. И не засорять свое сознание тем-то, тем-то. И тогда ты адекватно воспринимаешь это устройство мира на основе своей незасоренности, на основе своих умений. Ты воспринимаешь адекватно импульс и адекватно посылаешь свой импульс. Возникает твоя некая единая «система с миром». На современном языке это называется «менеджмент», это называется «проекты», это называется «принятие решений». Об этом идет речь.
Мандрик:
А если желающих не будет, то мы будем выбирать. Итак, блиц-опрос.
Кто-то:
Определите, пожалуйста, слово «проект».
Мандрик:
Отлично! Определим слово «проект». Моя формулировка проекта. Это процесс, направленный на достижение конкретной цели. Процесс в себя включает людей, информацию, ресурсы. Это некий способ структурировать реальность, для того, чтобы достичь желаемого результата. В общем-то, любую деятельность можно сформулировать как проект. Если ее так не формулировать, то тогда сам процесс он разжижается.
Клейн:
Да, проект можно рассматривать как совокупность ресурсов, совокупность целей. Но для нас сейчас, для присутствующих здесь в этот момент, наиболее актуальным является последнее, что Рома сказал. Это можно вынести, как отдельное определение проекта: «проект это отношение к деятельности, которой ты занимаешься, это позиция». Смысл такой если ты можешь к своей деятельности относиться как к «проекту», она будет более структурирована, более эффективна, более заострена на результат. Если ты не относишься, как к «проекту», то идет «разжижение деятельности». Рассматриваем проект, как отношение к собственной деятельности. Вид отношения, позицию.
Кто-то:
Если у тебя нет цели, но есть то, что ты делаешь, то не важно, есть у тебя цель, нет у тебя цели?
Клейн:
Я переформатирую твой вопрос: должен ли проект включать в себя цели?
Мандрик:
Должен.
Клейн:
Если проект не включает в себя цели, является ли это проектом?
Мандрик:
Нет.
Марина:
Можно, я по-другому сформулирую: «проект это форма мыслимости деятельности»?
Клейн:
Да. В этом смысле это отношение, это позиция. Это форма мыслимости. Согласен. Да, можно. Для нас это актуально сейчас, вот это нужно понять: что, если смотришь на это и вот так относишься, тогда это одно, если смотришь и по другому относишься, то это другое. Это актуальные границы для нас. Так важно провести.
Марина:
Рамки проекта, границы проекта определяют отношение к деятельности, которой ты уже занимаешься или принципиально ты каждый раз создаешь некоторую конструкцию, накладываешь, и получается деятельность?
Клейн:
Которой ты занимаешься.
Марина:
Это обязательное условие?
Клейн:
Да. Мы не рассматриваем проект, как абстрактную, философскую категорию. Мы формируем правильное отношение к своей деятельности и говорим: «Проект это некая целостность». У каждого человека может быть какое-то конкретное количество проектов, которыми он занимается. А другое это не проект. Я тебе пример приведу: ИЛ «Ксан» для меня это проект, а, допустим, сайт ДзенРу это не проект.
Марина:
Я, наверно, чего-то не понимаю.
Клейн:
Потому что, он когда-то был проектом. Потом он перестал быть проектом. Ну, как-то так.
Кто-то:
Конвейер.
Клейн:
Нет, не конвейер. Теперь это не проект. Например, я могу выйти погулять в парк, могу не выйти, могу поставить что-то на сайт, могу не поставить. То есть я не отношусь к этому как к проекту, который требует какой-то концентрации, какой-то четкости. Для Толика Вострякова Magic’a это проект. Он на своей работе работает, и он взял на себя миссию технически поддерживать этот сайт и относиться к нему как к проекту. Нам сейчас важно именно это определить и понять.
Марина:
То есть здесь и сейчас деятельность рассматривается как проект?
Клейн:
Да. Проект можно рассматривать миллионом способов. Для нас сейчас важно определить, что проект это некое отношение к деятельности, которое позволяет резко увеличить твою эффективность. Как существует, например, «системное мышление несистемное мышление». Когда ты видишь мир, как набор систем, когда ты на каждую штуку смотришь: «ага! система!» И она состоит из подсистем и входит в надсистему. Это совсем другое мышление «проектное мышление». Видишь и ту, и эту деятельность, видишь деятельность, которая должна быть приоритетной, которую ты считаешь, что она должна быть приоритетной и наиболее эффективной, и формируешь ее в виде проекта.
Марина:
Являются ли временнЫе границы проекта его обязательной характеристикой?
Клейн:
В общем-то, да. Когда мы что-то рассматриваем как проект, мы, во-первых, обязательно видим этапы проекта. По крайней мере, мы должны видеть нулевой этап и должны видеть первый этап.
Марина:
Я имею в виду, что прозвучало слово «отношение». Я, например, говорю, что «я буду относиться к этому, как к проекту, два года»?
Клейн:
Да, это можно. Но это не обязательно входит в проект. Можно относиться, например, так: «я четко отношусь полгода» или «я четко отношусь, пока не произойдет какое-то событие». И тогда это тоже временной интервал. Но можно говорить «я буду к этому относиться, как к проекту, до тех пор, пока я не увижу, что пора прекращать». Но это тоже, получается возвращаемся назад по цепочке равноценно установке срока конкретного. Поэтому форма может быть «полгода»; а может быть никакой.
Итак, речь идет о том, чтобы видеть то, что ты делаешь в виде «проекта». Тогда ты можешь им заниматься.
Возьмем проект «ДзенРу (Толика Вострякова)». У него там сейчас цель и задача одна: поддерживать эту линию по своим каким-то внутренним причинам. Потому что есть коммерческие проекты, есть некоммерческие, есть гуманитарные, есть обучающие и т.д. Для него это одновременно обучающий проект и гуманитарный проект. Обучающий: на примере этого проекта он какие-то свои качества отрабатывает при взаимодействии со мной. Гуманитарный: он вносит свою лепту в создание и поддержание всей системы, которая нацелена на то, чтобы какое-то излучение излучать в сторону сознания. Это его проект, его дело.
ИЛ «Ксан» это высшая разновидность проекта. Это когда уже сбалансированы не только эта вещь и вот эта…
Поясню. Проект «ДзенРу (проект, который делает Толик)» сбалансирован таким образом: есть мои задания, они требуют какого-то времени, они все находятся в Интернет, все как там делать понятно. Там важна четкость и точность. Это небольшое количество компонентов.
Если мы берем ИЛ «Ксан», то там гигантское количество компонентов, гигантское количество слоев, разрезов, секторов, масштабов и т.д. И всю эту штуку нужно балансировать. И если проект предусматривает, что это бизнес, то тогда нужно еще сбалансировать то, что «в него идет материальный ресурс и по каким-то бизнес-моделям он оттуда возвращается с приращением». Тогда это «бизнес».
Если туда просто уходит ресурс и не возвращается, то это «гуманитарный проект» или хобби, или что-то еще. «Бизнесом» это становиться только тогда, когда создается «машина по зарабатыванию денег».
Другое дело, что эта машина еще таким, таким и таким образом должна быть сбалансирована. Например: удачная бизнес-схема, не противоречие законодательству, ты должен уметь это делать, тебе должно быть это интересно. А если это еще вплетено вспоминаем «системное мышление» во всю остальную твою деятельность и все это держится о! тогда это отлично. Это сложнейший баланс.
В этом смысле, ИЛ «Ксан» это такая сложнейшая конструкция. Я, действительно, много могу говорить о тех ее уникальных сложностях, которые вообще не встречаются на просторах России. Да, в общем-то, в мире я тоже такого не видел, но я подозреваю, что мир больше, чем я видел, и что где-то что-то подобное есть. А в России точно нет.
Но мы сейчас ограничим это все, и конкретно будем говорить о проектах и о конкретных соображениях тех, кто в этих проектах участвует. Тема: «зачем нужны проекты?» или, чуть-чуть переформулирую, «зачем нужно проектное мышление, зачем нужно развивать в себе эти знания, навыки, умения, мастерства?»
Перед этим я просто не могу. Сдерживаюсь уже пятый раз. Вася, ты почему такой загорелый? (смех) (указывает на Васю) Это Вася! (аплодисменты)
Вася (встает):
Таиланд! (смех, аплодисменты)
Клейн:
Садись, пожалуйста.
Мандрик:
О, футболка тоже оттуда?
Вася:
Да. Но иероглифы китайские.
Мандрик:
Итак. Проекты позволяют направить…
(обрывается запись одного файла, начинается текст с другого файла)
Роман Мандрик:
Время, за которые может достигнуть… позволяет оценить результаты деятельности
Клейн:
Как конечной, так и промежуточной.
Мандрик:
Да. Поэтому внутри проекта может быть очень много подпроектов, и в этом смысле, они тоже будут «проектами».
Например, какая-то задача состоит из трех-четырех компонентов, из нескольких человек или даже из одного человека. Она может рассматриваться, как проект даже внутри проекта, там может быть сильно вложенная структура но это все зависит от того, кто инициирует процесс и называет его «проектом».
Почему именно такая форма эффективна? Эффективна для того, чтобы получать опыт, его структурировать, развиваться, в конечном итоге?
Наташа Ананьева:
Ну, просто, по-другому никак нельзя.
Мандрик:
Можно. Можно же не делать?
Наташа Ананьева:
Ну, как это? Можно же жижу волочь и все.
Хааф:
На самом деле, принципиальный выбор один: либо жижа либо проект.
Наташа Ананьева:
Да, если что-то делать, то только в такой форме.
Хааф:
И если «жижа» а это значит «нет цели, целей никаких не поставлено» то можно «вот сегодня я захотел покушать, завтра сходить в кино, послезавтра заняться йогой, послепослезавтра заняться презентацией…»
Мандрик:
А время уходит.
Хааф:
А время уходит, и все это: «эк! эк!» на полдороге и никуда. И все время остаешься на том же самом месте, и никаких структурных изменений внутри не происходит.
В противоположность этому проект это форма, важнейшее внутреннее свойство которой, что она структурирует ваше направление, усилие, время и позволяет все время наращивать сложность. Как только вы берете какую-то деятельность, называете ее «проектом» и начинаете идти к какой-то цели сложность того, что вы делаете, все время возрастает. Ваше мастерство все время возрастает. Пока этого нет, и вот жижа раз сюда, раз сюда все остается на одном и том же месте.
Мандрик:
Проекты позволяют накапливать «мышечную массу»: результаты, понимание, экспириенс, опыт в какой-то довольно конкретной форме. В форме результатов, полученных от проекта, в форме информации, в форме отношений с людьми и так далее.
Если сначала я начинаю проект, и там я один, и мне, кроме себя, в общем-то, некем управлять, некого координировать, и все информационные потоки завязаны только на меня, то моя задача себя только структурировать.
Следующий уровень это когда есть несколько людей, которых нужно структурировать, которым нужно задавать некий импульс. И постоянно следить не только за тем, чтобы самому внутри быть структурированным и четким и следить за проектом, но и следить за тем, чтобы у всех остальных в голове было то же самое. Тогда процесс будет развиваться. …И следить за тем, как этот процесс развивается.
Миклер:
Можно «проследить за другими» поподробнее?
Мандрик:
Когда ты ставишь человеку задачу, ты ставишь ее максимально четко. Чтобы не было возможности трактовать ее по-другому. Ставить максимально детально, максимально четко, максимально подробно. Ты ставишь ему срок, к которому эта задача должна быть выполнена. И ты как-то следишь за тем, чтобы он ее выполнил. Это самая грубая форма.
Есть еще много разных факторов. Например, состояние этого человека: оно может быть сегодня вот такое к нему нужно подойти, поговорить как-то. Воодушевить, чтобы он делал свое дело лучше, чтобы у него просто настроение улучшилось, потому что оно у него испортилось по каким-то странным причинам. И это тоже нужно делать.
И чем дальше, тем тоньше все эти штуки когда, например, нельзя замотивировать человека тем, что ты ему пригрозишь, что он что-то не получит или будет уволен. Ну, нельзя, принципиально, этого сделать!
И нельзя его замотивировать тем, что он «получит больше чего-то». Есть такие ситуации, и мы об этом сейчас поговорим. Тогда работают гораздо более тонкие механизмы, чем просто «вот тебе задача, вот срок, если не сделал получи пинка, если сделал получи кусок сахара», это очень грубая штука.
Сначала, когда ты начинаешь делать, ты используешь какой-то грубый инструмент ну, просто потому что не хватает умений и… еще важная штука, это «видеть». Я назову это так: «видеть людей, которые участвуют в твоем проекте». Видеть людей значит видеть, какое у них состояние, что с ними происходит не только в плане задач, но и как с людьми. Куда они движутся. Все это нужно видеть и как-то этим управлять. Нельзя управлять этим жестко. Потому что это очень тонко ты можешь подойти к человеку, что-то сказать, а он еще больше «закроется», например. Это как дотронулся слегка где-то, в правильном месте и раз! изменилось «само собой».
Сначала грубые вещи пробуешь, пробуешь максимум того, что ты можешь. А потом, по мере того, как ты делаешь больше, больше, больше у тебя открывается больший угол зрения, и появляются те инструменты. Ну, если ты правильно подходишь к самому себе не халявишь, не нюнишься, не боишься. Ну, движешься. Тогда это у тебя появляется, и ты можешь делать больше меньшими силами. И делать гораздо более тонкие штуки.
Миклер:
Если кратко…
Мандрик:
Если кратко просто нужно делать. Пробовать. Я тебе сейчас могу говорить много, но это всего лишь грань моего опыта. Тебе нужно свой опыт приобретать. Пробовать сначала: как ты можешь это сделать? Увидишь там: что-то не то, какой-то косяк, «почему-то они на меня злятся», что ничего не работает. Потом раз что-то повернулся, посмотрел опа! заработало. Ага! Вот такая штука есть. Ага, значит вот так. У тебя картинка постоянно будет меняться. Граней больше, больше, больше. Инструментов больше, больше, больше. А потом наступает момент, когда ты не думаешь о том, какой инструмент выбрать, и не думаешь о том, как бы сейчас картинку рассмотреть. То есть ты просто видишь, импульс тут же возникает, и делаешь, и только потом понимаешь: «ага, я вот там…» ну, можно отследить, что ты сделал. Но это возникает как бы вот так. Все, что нужно это, короче, «делать». Пробовать.
Клейн:
Я дам некоторый контекст присутствующим, в котором это говориться. Речь идет о тех людях, о той части людей, которые по каким-то причинам стремятся к просветлению.
Мандрик:
Да, естественно.
Клейн:
Не говориться «вообще», о всех, что «нужно делать проект, и они так-то делаются». Речь идет о том, что:
Если человек стремится что-то понять и как-то по этой линии продвинуться, обязательным является «умение делать проекты».
Мандрик:
Да.
Клейн:
При всей для кого-то, может быть, спорности и экстравагантности этого тезиса это именно так. И Рома Мандрик ну, и я, естественно, тоже, но сейчас это Рома будет делать он собирается именно отстаивать этот тезис. Показывая его, аргументируя, отвечая на вопросы, может быть. Потому что это просто необходимо, если хотите.
Мандрик:
По мере того, как ты начинаешь видеть больше это распространяется на все. Ты научился видеть состояние человека это везде так. Ты научился вот это делать это везде так. Твое обучение и развитие происходят на порядок быстрее, нежели бы ты… ну, так не делал. Просто потому, что это такой «узконаправленный луч на точку».
Хааф:
То, что Рома сейчас говорит, выражается внутри в следующем: ты в итоге все в большей степени самоопределяешься, собираешься в точку, все четче цели у тебя, все более однонаправленные. Ты собираешься в постоянное осознание того, что ты делаешь, как ты делаешь, почему ты делаешь и зачем ты делаешь.
Клейн:
Фактически, сейчас идет расшифровка одного очень маленького очень важного, но очень маленького такого, там мало слов тезиса Будды. На сайте zen.ru есть «Восхитительные фрагменты из сутр». Там говориться: «Если ты хорош, если ты молишься, поешь мантры, не обижаешься на живых существ, но не обладаешь упайей то ни фига у тебя не будет».
«Упайя» переводится как «искусные средства». За 2500 лет «искусные средства» превратились в «правильное умение петь мантры и выполнять какие-то фиговины». Это не то. Речь идет именно об «умении делать проекты», об «умении принимать решения».
Освобождение то, о котором Будда говорил это «ты рулишь своей жизнью, ты рулишь своей линией». Ты поворачиваешь колесо Дхармы, а не оно тебя поворачивает. А это означает ты умеешь принимать решения, у тебя для этого есть необходимые качества, и у тебя есть для этого необходимый опыт, необходимое видение структуры мира. Необходимое видение структуры мира применительно к действию. И это все входит в понятие «упайя». Если ты ставишь своей целью не просто «прибиться к какой-то секте и молиться». Это хорошо, это замечательно это гораздо лучше, чем продавать наркотики и пить водку, это замечательно. Это… ну, тогда через какое-то количество жизней. Но если ты в этой жизни хочешь… ты должен понять, что без упайи никуда. И то, что сейчас говориться на языке «проекты»: как цепочки принятых решений, сбалансированных между собой, что является более сложной системой, чем одно принятое решение. А любое принятое решение это уже и есть шаг к свободе: ты принимаешь решение, а не тобой принимают. И вот «проекты», переход на цепочки таких решений сбалансированных, а потом на все более сложные масштабы этих цепочек, с тем, чтобы, в конечном итоге, твоим «проектом» была вся твоя жизнь.
«Проект», «принятие решений» это все крутится вокруг «интеллекта». Безусловно, ты должен владеть интеллектом лучше всех остальных. Но! Ты должен быть и таким, и таким, и таким, и таким и смелым, и интуитивным, и еще успевать поворачиваться быстро. И быть хорошим. И не засорять свое сознание тем-то, тем-то. И тогда ты адекватно воспринимаешь это устройство мира на основе своей незасоренности, на основе своих умений. Ты воспринимаешь адекватно импульс и адекватно посылаешь свой импульс. Возникает твоя некая единая «система с миром». На современном языке это называется «менеджмент», это называется «проекты», это называется «принятие решений». Об этом идет речь.
***
Полный текст "Лекции №17:
О проектах, или Чем отличается просветление предыдущего тысячелетия от настоящего", читайте на сайте Zen.ru: http://klein.zen.ru/zen-spirit/2004/Seminars/S2L_December/lection17.htm