Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / Основы Полиграфии / Лекция 6: Работа с цветом
Лекция 6: Работа с цветом
Балансировка цвета
Сбалансированное по цвету изображение это
изображение, где то, что должно быть черным черное, то, что должно быть белым
белое, а то, что должно быть серым серое, а не зеленоватое, красноватое или
фиолетоватое.
Баланс цвета в CMYK
Представьте себе, что вы скульптор, создающий фигуру по «исчезающей модели». И вот вы берете комок воска, делаете с него форму и заливаете в нее бронзу. Готово! А теперь вооружаетесь напильником, cварочным аппаратом и «болгаркой» и из невнятной формы куска бронзы наконец-то начинаете творить прекрасное! Приблизительно то же самое происходит, когда вы балансируете изображение в CMYK. Никогда так не делайте. В отличие от абстрактной модели RGB в CMYK заложены кроме цвета такие параметры, как генерация черного и предельная сумма
красок. Вы знаете, что с ними происходит в процессе глобальных исправлений? То-то же. Я бы и не стал об этом упоминать, но во многих «серьезных» изданиях по полиграфическому цвету рекомендуется именно такой способ действий. Так прям и начинают: «Конвертируйте изображение в CMYK…»
Баланс цвета в RGB
Тут есть нехитрый фокус. Я в свое время открыл его для себя и до сих пор им пользуюсь, и другим советую. Открываете окно Curves, нажимаете на кнопку Auto, и все концы диапазонов во всех каналах сводятся друг к другу, сразу образуя черную и белую точки. Если на картинке есть еще и область, которая должна быть нейтрально серой, то вам повезло тыкаете в нее серой (средней) пипеткой, и балансировка завершена. Этот халявный фокус проходит в 99 случаях с полиграф. отпечатками, в 80 с фотоотпечатками, и в 5060 со слайдами. Времени он отнимает секунду, так что всегда можно его попробовать.
Примечания:
Этот метод годится только для изображений, реально имеющих черную и белую точки. Черная точка есть почти всегда, а вот с белой могут быть проблемы. В этом случае после сведения диапазонов поканально возвращаете «светлые» концы кривых в исходное положение (0, 0).
Так как минимальные значения растра плохо пропечатываются (или совсем не), рекомендуется, еще до проведения операции, дважды щелкнуть по белой пипетке и выставить следующие значения CMYK: С5, М3, Y3.
Общий принцип баланса в RGB: черный 0, 0, 0, белый 255, 255, 255, а любой уровень серого выражается тремя равными значениями. В «Основах цвета» я уже упоминал о дополнительности цмыковых и ргбэшных цветов. Этот факт дает чудесную возможность работать в RGB, одновременно мысля в CMYK. Итак, напоминаю: Маджента<-->Зеленый, Циан<-->Красный, Желтый<-->Синий. Если еще вспомнить, что добавления-убавления цвета в этих моделях происходят наоборот… Короче: открываем Curves, и работаем с цианом в окошке красного, с желтым в окошке синего и т.д. Причем, повторяю: эти цвета абстрактны!
КОРРЕКЦИЯ ТОНА
Высветлять или утемнять различные участки тонового диапазона можно посредством общей кривой RGB. При этом надо учитывать, что в процессе меняется вместе с тоновой и цветовая контрастность картинки. Если это критично, лучше перевести изображение в модель Lab и попользоваться кривой
Lightness, она оперирует только тоном и не трогает цвета.
ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ
Не хочу даже пытаться охватить здесь все возможные случаи коррекции цвета. Лучше расскажу о проблеме, которая давно достает пользователей Шопа. Связана она с шоповскими таблицами цветоделения, а именно при конвертации в CMYK темные, т.н. «глубокие» цвета (типа темно-синего, темно-красного и т.д.) безнадежно умирают, превращаясь в нечто невнятно-грязное.


Видите? Вот и всегда так. Что можно сделать в
таком случае? Во-первых, еще в RGB нажимаете Сtrl+Y (фотошоп при этом покажет
результат цветоделения) и выделяете проблемный цвет инструментом Color Range.
Во-вторых, не снимая селекции, производите цветоделение путем нажатия кнопки
CMYK, достаете окно Curves и проделываете следующие манипуляции:
1) в окне дополнительного (к проблемному)
цвета «темный» конец кривой понижаете до 1020%:
2) «нужные» цвета поднимаете:
3) для восполнения «темноты» можете добавить
немного черного (помните, что по кроющей способности черный в три раза круче
остальных цветов):
Вот и все. Для успешного восстановления надо
только постараться точно выделить проблемный цвет. Если же таковых несколько,
можно выделить их поочередно, сохраняя селекции в виде альфа-каналов. Помните,
все это производится перед самым цветоделением, не раньше, чем сделаны все
операции в RGB!
ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ
Теперь самое страшное. ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.
1. Звоним в типографию и узнаем там два нужных
нам параметра печати предельную сумму красок (total ink limit) и растискивание
растровой точки (dot gain).
2. В Фотошопе открываем окно настройки цвета
(Color Settings), в меню CMYK выбираем Custom и вбиваем эти значения. Кроме
этого, тип цветоделения выбираем GCR (если печатать будем не на газетной
бумаге), генерацию черного оставляем Medium, сам черный ограничиваем 95%, UCA
(добавление цветов в тенях) 2030%.
3. Даем этим установкам имя (название той самой
типографии, например) и сохраняем их в надежное место. Теперь для того, чтобы в
любой момент настроиться под эту типографию, нужно только нажать на кнопку Load
и загрузить готовые параметры.
4. Берем файлы RGB и конвертируем их в CMYK.
Enjoy!
Валера valera@ksan.ru
Лекции по основам полиграфии:
Лекция 1: Обзор печатных технологий
Лекция 2: Обзор допечатных процессов
Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение в полиграфии
Лекция 4: Основы цвета
Лекция 5: Калибровка в полиграфии
Ответы на вопросы по полиграфии
Материалы по теме:
АЛЬХААФ Школа Дизайна
|