Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / Основы Полиграфии / Лекция 2: Обзор допечатных процессов
Лекция 2: Обзор допечатных процессов
Стадии допечатной подготовки я буду
рассматривать ретроспективно, т.е. от последних к первым, дабы было понятно, для
чего все делается именно так, а не иначе.
Вывод пленок
Помните, я говорил, что печатная форма
изготавливается путем экспозиции светочувствительного слоя? Так вот,
экспонируется она контактным способом через изображение на обычной (ну, почти
обычной) фотопленке. Изображение на пленку наносится путем засвечивания ее
лазером в агрегате, действующем подобно лазерному принтеру. Называется это
устройство фотонабором, или имиджсеттером
по-ненашенски. В последнее время получила распространение
технология СТР (computer-to-plate), когда в имиджсеттере экспонируется не
пленка, а непосредственно форма.
Растрирование
Как я уже упоминал, интенсивность цвета в
печати регулируется размером растровых точек, составляющих изображение. Картинка
с экрана вашего монитора превращается в растровые точки в растровом процессоре,
RIPе. Raster Image Processor бывает программный и аппаратный, но это вас вряд ли коснется.
В любом устройстве, печатающем регулярным растром, есть
растровый процессор (RIP).
Регулярным называется растр, имеющий четкую
геометрическую структуру. На левой и средней картинках примеры регулярного
растра (обратите внимание на то, как из четырех основных цветов получаются любые
другие), на правой стохастический, или FM-растр, на примере струйного
принтера. В последнем случае интенсивность цвета регулируется частотой появления
одинаковых элементарных точек. FM-растр может применяться в офсете, у него масса
достоинств более четкое изображение, отсутствие назойливой регулярной
структуры, необразование муара (структурной интерференции) при наложении цветов, но есть один недостаток
высокие требования к качеству бумаги и печати, т.к. растровые точки имеют
минимальный размер и с трудом пропечатываются. Короче, дорогое
удовольствие.
В дальнейшем, говоря о растре, я буду
подразумевать именно регулярный растр. К нему и
вернемся. Основной параметр растра его линеатура (количество точек на
единицу длины), т.е.плотность. Чем выше линеатура, тем выше качество
изображения. Измеряется она в lpi (lines per inch), т.е. в линиях на дюйм.
«Линии» исторически пошли от линейного растра, где насыщенность тона
регулировалась толщиной параллельных элементов-линий. «Дюймы» тоже сложились
исторически, и сантиметрами в измерении растра никто не пользуется. Линеатура
растра для газетной бумаги 70100 lpi, для мелованной бумаги 150 (редко
180200 lpi).
Если вы приглядитесь, то на средней картинке
увидите, что растровые решетки разных цветов расположены под углом друг к другу.
Это делается для того, чтобы снизить вероятность появления муара
макроструктуры, образующейся от наложения двух и более прямоугольных решеток.
Стандартные углы для цветов (от вертикали) C=15, M=45, Y=0, K=75. Успокойтесь,
во всех драйверах для выводных устройств углы уже вбиты. Менять их… не советую.
Генерация растра производится имиджсеттером по
определенной схеме. Исходя из числа возможных градаций интенсивности цвета (1 байт на канал = 256 градаций) растровая ячейка делится на 256=16х16 элементарных
ячеек, каждая из которых может покрываться одним пятном при засветке лазером.
Чтобы было понятнее, нарисую.
Короче, отсутствие точки в ячейке означает 0%
цвета, полностью заполненная ячейка 100% цвет, наполовину 50% цвет. Исходя
из этого мы можем легко определить потребное нам разрешение имиджсеттера.
Например, для мелованной бумаги: 150lpi x 16 = 2400dpi (точек на
дюйм).
Есть тут только одна непонятность, которая
меня давно мучает: почему при физической возможности 256 градаций мы можем
оперировать только 100? Или наоборот, если нам нужно только 100, зачем целый
байт на канал? Если кто из вас узнает разгадку этой тайны, немедленно сообщите
мне!!!
Что еще сказать про растр? Вот: растр
применяется для полутоновых изображений, где, кроме белого и черного, есть еще
много градаций серого. Если растрировать, к примеру, текст, он от этого станет
хуже.

Поэтому черно-белые изображения, содержащие
только 0% и 100% элементы (bitmap и векторные), не растрируются при выводе. Но о
них позже.
Валера valera@ksan.ru
Лекции по основам полиграфии:
Лекция 1: Обзор печатных технологий
Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение в полиграфии
Лекция 4: Основы цвета
Лекция 5: Калибровка в полиграфии
Лекция 6: Работа с цветом
Ответы на вопросы по полиграфии
Материалы по теме:
АЛЬХААФ Школа Дизайна
|