Сейчас я немного отойду от направления повествования «от конца к началу». Начнем сначала:
Все, с чем мы имеем дело между слайдами и
фотоотпечатками, с одной стороны, и пленками (формами) с другой, это
- цифры. Сплошные тотальные цифры в бинарном формате, в гексах, и даже в
текстовом виде (ASCII). Если у вас есть изумительной красоты фотка, и вы хотите
ее напечатать, придется сначала превратить ее в цифры. А с цифровым изображением
потом можно делать что угодно изменять размер, высветлять-утемнять,
перекрашивать, и даже подрисовывать усы.
Векторные объекты состоят из контура (пути, path, stroke) и заливки (fill). Контур представляет собой кривую (curve) Безье:
Векторные изображения за счет простоты
описания имеют маленький вес и не теряют в качестве при любом
масштабировании.
Пиксельные изображения (в т.ч. и сканированные) представляют из себя прямоугольную матрицу, каждый элемент которой (пиксел) описывается значениями цветовых составляющих:
Вес пиксельных картинок зависит от цветовой модели и количества пикселов в изображении.
Растягивать такие картинки не рекомендуется (см. в центре и справа).
Верстка
Достаточно сложный дизайн требует объединения в одном макете разных по свойствам элементов изображений, текстов и др. Чтобы все это оптимальным образом скормить выводному устройству,
существуют программы верстки, позволяющие закачивать в себя все ваши картинки и позволяющие с удобством редактировать и форматировать текст. Больше мне пока сказать об этом нечего, поэтому я закончу здесь свои обзоры и перейду к конкретным и полезным (надеюсь) советам.
Железо
«Я уважаю людей, верстающих на РС. Это смелые и мужественные люди».
Не помню, кто.
Эта часть будет интересна только тем, кто
выбирает технику сам, или хотя бы имеет возможность влиять на выбирающих. Мои
предпочтения складывались в течении 6 лет, но, конечно, не стали от этого менее
субъективными. Хочу только сказать, что в этой области качество выходящего
продукта и скорость работы очень заметно зависят от инструмента.
Итак, первый и основной вопрос философии
Мас или РС в качестве
графстанции? Мне в течении всей моей карьеры приходилось работать на обеих
платформах, и мой ответ однозначен если не хотите забивать гвозди валенком, то
Макинтош. Единственным серьезным противопоказанием к этому рецепту может быть
ситуация, когда в вашем маленьком городе про эту платформу никто не слышал. Все
«за» и «против» я могу выложить отдельным текстом по первой просьбе.
А вообще чем мощнее процессор, чем больше
оперативной памяти и дискового пространства, чем быстрее сетевая карта тем
лучше. И не надейтесь на апгрейд в будущем. Максимум, что вы сможете себе
позволить, это поставить новый хард-диск и докупить памяти, так что
рассчитывайте на то, что вам на всем этом хозяйстве работать несколько
лет.
Второй вопрос монитор. Лучшие мониторы для графики Barco, стоят
они от $5000 и в наших отечественных условиях они вам вряд ли пригодятся, поэтому рекомендую Mitsubishi серии Diamond Pro (2045, 2060) (или Lacie серии electron22blueIV)с диагональю 22"
и ценой $10001200 лучшее соотношение цена/качество. В любом случае, обращайте внимание на возможности ручной подстройки мониторы с двумя колесиками «яркость-контраст» привести в приличный вид невозможно никакими средствами.
Третье сканер. Я стер все, что здесь было написано ранее, поскольку информация устарела. Устарела она в связи с прорывом фирмы Epson в сканерном секторе. Сейчас вполне пригодный к употреблению аппарат можно купить за $500. Единственный серьезный недостаток таких сканеров - узкая рабочая полоса слайд-модуля, широкоформатные слайды придется сканировать где-нибудь еще.
Четвертое принтер. Тут трудно сказать что-либо однозначное,
многое зависит от ваших финансов. Давайте так: я наваляю вам по максимуму,
а вы… думайте сами, решайте сами.
По-хорошему, нужно иметь два принтера:
- ч/б лазерный, 1200 dpi (желательно), А3+ (желательно), сетевой (очень
желательно), PostScript (обязательно). Очень нужная вещь при
распечатке периодических и просто многостраничных изданий
с многоэтапной правкой. Мне очень нравится фирма Minolta (бывш. QMS),
НР вроде тоже ничего.
- цветной струйный, А3 (желательно). Хорош для демонстраций эскизов и готовых
макетов заказчику, многие из них без цветной распечатки просто жить не могут.
А теперь - компактное решение. Epson и Oki уже продают лазерные (Epson) и светодиодные (Oki) цветные принтеры по 1200-1500 долларов. Такой принтер решит сразу все ваши внутренние печатные проблемы. У меня был Oki, мне очень понравилось.
Еще одна
важная вещь накопители. Сколько бы у вас не было
дискового пространства, вы его все равно быстро забьете, и часть информации
придется архивировать. С другой стороны, неизбежно придется отправлять готовый
продукт заказчикам и подрядчикам, для этого тоже понадобятся носители. Обе эти
проблемы решаются разом и просто купите СD-рекордер,
и все тут. Болванки по 700Мб стоят на рынке 800-900 р. за сотню, их не жалко
отдавать заказчику, а забрав диск с версткой из типографии, его можно сразу
положить в архив. Внутренний (internal) CD-RW от Sony стоит от $30, можно в каждый компьютер по одному запихать (у меня, кстати, так
все и есть, очень удобно!).
И еще по мелочам.
- Мышь оптическая. Не буду уговаривать, просто поверьте: разница очень заметна.
От $15.
- Любите рисовать руками планшет (дигитайзер) Wacom Graphire A5.
От $230. Да, дорого. У меня такого нет. Но можно рисовать на бумаге,
а потом сканировать. Бесплатно.
А вот это не «железо» и не «мелочи». Для
работы с цветом вам ОБЯЗАТЕЛЬНО понадобятся:
- Каталог цветов Pantone Process (Euro). Около $80.
- Шкалы охвата. Раньше продавались в Институте полиграфии. Сколько стоят, не знаю.
Эти вещи единственная ваша опора в редактировании цвета. Ваши сканер, принтер, монитор будут вам врать, как фашистские диверсанты, а уж о технологах в типографии и говорить нечего.
Софт
В выборе программ для верстки и графики основной критерий один PostScript-совместимость. Что такое PostScript, читайте здесь: Алексей Клецель, "Нестрашный PostScript", а пока запомните, что PS является главным и единственным стандартом в мире полиграфии, поэтому верстка в MS Word годится для печати так же, как фантик
пригоден в качестве стодолларовой купюры.
Мой джентльменский набор:
QuarkXpress для верстки
Adobe Illustrator для векторной графики
Adobe Photoshop для пиксельной.
С последним уже давно никто не спорит, конкурентов у Шопа не осталось. Но почему Иллюстратор? А потому, что PS является собственностью Adobe, которая (который?) никому не продает право использовать его в качестве рабочего языка приложений. ВСЕ остальные приложения могут только генерить PS-файлы из своего собственного формата, а это бывает по меньшей мере неудобно, а по большей некорректно. К пригодным для использования векторным приложениям относится также Macromedia Freehand, эта штука хорошо заточена под полиграфию, но я с ней давно не работал, поэтому ничего про нее сказать не могу. Прошу всех, кто ей пользуется, присылать свои отзывы, они будут опубликованы. Любителям Corel Draw настоятельно рекомендую сменить ориентацию, дабы не быть предметом насмешек и агрессии со стороны коллег.
С программами верстки сложнее: тут нужно учитывать не только надежность и совместимость, но и региональные пристрастия. В Москве общий стандарт Кварк, его принимают на вывод во всех препресс-конторах и подавляющем большинстве типографий. В Питере, насколько я слышал, любят Adobe PageMaker. Про последний я ни разу не слышал доброго слова, только матерные. У кого есть другая информация, присылайте, плиз!
Еще вам понадобятся: Adobe Аcrobat (включая Distiller), Adobe PS Driver (для пользователей РС), PS-шрифты (ParaType), Adobe Type Manager для управления этими шрифтами. Для пользователей Масintosh еще нужна какая-нибудь программка-перекодировщик (у Apple своя специфическая кодировка неанглийского текста). Если в сети у вас будут Мас и РС, то понадобится РС-МАСlan (для связи между платформами), или на один из РС нужно будет поставить NT Server (Win2000 Server) они поддерживают протокол AppleTalk.
Для проверки на вшивость вашей верстки очень хорош FlightCheck. Можно, конечно, все проверять вручную, но вы ж наверняка что-нибудь забудете, я ж вас знаю. Ну и, само собой, время экономится немалое.
Тем, кто разорился на планшет, лучше не останавливаться и установить Painter (продвинутая рисовалка для художников, имитирует кучу реальных материалов и делает много всего другого), а тем, кто разорился на МАС и хейдельберговский сканер, будет удобно сканировать из программы Linocolor (она еще и
классно делает цветоделение, но… только под профиль конкретной типографии, что
вряд ли будет вам доступно).
Общие советы
Не стремитесь хватать первыми последние версии программного продукта. По крайней мере, не используйте их для реальных заказов. Лучше всего о специфических свойствах «последнего писка» поспрошать ребят на выводе пленок они первыми узнаЮт о всяких глюках.
Производители издательского ПО в коммерческих целях стараются набить в свои программы как можно больше несвойственных им функций, из-за чего области применения отдельных приложений сильно расплываются. Иногда это удобно, но часто порождает соблазн сделать всю работу в одной программе. Прошу вас, сдерживайте себя! Помните: Кварк для верстки,
Иллюстратор… ну, и т.д.
Только начинающим дизайнерам: при
установке комплекта шрифтов, например, от ПараТайп у вас может создаться
ощущение всемогущести, что с такой-то кучей шрифтов… и т.д. Умоляю вас, не
используйте готовые шрифты для изготовления таких вещей, как фирменные логотипы.
Этого не следует делать по нескольким причинам: а) этически это равносильно
продаже заказчику снега зимой, и это позорное клеймо он будет долго носить на
самом видном месте; б) при всей многочисленности разных акцидентных начертаний
КАЖДОЕ из них уже засалено миллионами т.н. «дизайнеров», и вы рискуете
присоединиться к их бездарной армии; в) изучайте шрифты, полюбите их, научитесь
их самостоятельно строить, и призом за это вам будет скачок на два порядка вверх
над вышеупомянутой серой толпой халтурщиков (простите за неуместное
поучение, но уж очень наболело).
Валера valera@ksan.ru
Лекции по основам полиграфии:
Лекция 1: Обзор печатных технологий
Лекция 2: Обзор допечатных процессов
Лекция 4: Основы цвета
Лекция 5: Калибровка в полиграфии
Лекция 6: Работа с цветом
Ответы на вопросы по полиграфии
Материалы по теме:
АЛЬХААФ Школа Дизайна