Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / Основы Полиграфии / Лекция 5: Калибровка в полиграфии
Лекция 5: Калибровка в полиграфии
Калибровкой, как вы уже наверняка знаете,
называется приведение устройства к принятому стандарту. В нашем случае все
устройства должны воспринимать/воспроизводить физический (в отличие от
цифрового, что нам те цифры?) цвет в соответствии друг с другом. Что у нас там?
Сканер, монитор, принтер (цветной), офсетная (или какая другая) печатная машина.
Вроде, все.
Калибровка сканера
Со сканером проще всего. Производители
пристойных сканеров в комплект поставки включают две эталонные таблички-мишени
(прозрачную и непрозрачную) с образцами цветов, дискетку с соответствующими этим
цветам значениями в аппаратно-независимой системе, замеренными высокоточным
спектрофотометром, и, конечно, программку-калибратор, которая «отстреливает»
мишени, сравнивает результаты с эталонными и вносит коррективы. Минусы здесь
такие: если вам все эти прибамбасы не дали, тут уж ничего не поделаешь. Можно
только попросить поюзать все это у более счастливого обладателя сходного
сканера.
Калибровка монитора
Геморрой начинается именно здесь. К
чему прикалибровывать монитор? К конечному (типографскому) отпечатку,
ессно. Но для начала неплохо прикалибровать монитор к… монитору. То есть
привести в соответствие поступающие на вход цифры и получающиеся на выходе
цвета. Для этого нужен дядя Вася с калибрующим прибором, который обойдется
где-то в $50. Можно, конечно, такой прибор купить, если есть лишние $1000. Что
же касается приведения экранного изображения к реально напечатанному… По
правилам, все делается так: вы покупаете спектрофотометр (кстати, в зависимости
от модели им можно и монитор калибровать) для замера отпечатков, программу для
построения профилей, едете в типографию, печатаете там свою тестовую таблицу,
замеряете ее прибором и получаете готовый профиль, который потом подгружаете в
Фотошоп. Это лучший путь, если: а) у вас куча денег (придется заплатить за
тестовый тираж); б) вы печатаетесь всегда в одной и той же типографии; в) эта
типография пользуется современным (и очень дорогим, кстати) оборудованием и
средствами контроля качества, и может гарантировать повторяемость результата.
Ну, вы уже поняли, что это не для вас, правда? Ну ничего, можно
проще.
Надо опереться на что-то твердое. «Пантон
Процесс» вы уже купили, конечно? Молодцы. Тогда открываете Шоп, создаете новый
файл, устанавливаете модель CMYK и лепите табличку с несколькими основными
цветами, взятыми из Пантона. Например, такую:
Халявная, в общем, таблица, цветов лучше
сделать побольше, хороших и разных. Серая шкала внизу задается чистым
Black. Да, чуть не забыл: цвета берутся не «на глаз», а вводятся цифрами!!! И
еще: не забудьте выставить в Color Settings/CMYK правильный стандарт красок у
нас в Европе это Euroscale (Eurostandard). Теперь лезем в ручную настройку
монитора, находим там разделы RGB и Temperature и регулируем параметры так,
чтобы экранные цвета как можно ближе соответствовали своим напечатанным
аналогам. Дело это трудное, результат неизбежно будет компромиссным, но только
от вас зависит, насколько этот компромисс будет близок к потребному идеалу, и
этим будет определяться степень вашей невозмутимости при работе с монитором.
Еще один вариант он более удобен, но
потребует некоторых затрат. Берете эту табличку (хорошо бы добавить в нее
цветную картинку с критичными свойствами, например, фотографию с телесными
цветами), выводите с нее пленки, а с пленок делаете сухую пробу
(стоит где-то $30 за А4, о ней ниже). Эта проба железный эталон
для типографий, поэтому можете смело калиброваться по ней.
Да, и еще: все вышесказанное относится к
Фотошопу, именно в нем экранные цвета критичны. В программах верстки и
векторного редактирования цвет можно задавать по Пантону и на экран особого
внимания не обращать.
Калибровка принтера
Тут рассказывать особо нечего. Либо добывается
готовый профиль устройства, либо спектрофотометр с программой построения
профилей цветоделения.
Цветопроба
Хотел вынести в отдельную главу, но, по-моему,
эта тема уместна именно здесь. Цветопроба (я имею в виду именно «сухую пробу»,
или «хромалин») эталонная имитация полиграфического отпечатка. Имитирует она
работу идеальной печатной машины, и вы можете посмотреть на свое изделие, еще не
испорченное типографией, но уже, возможно, испорченное вами. Также
принимается типографией в качестве эталона для конечной продукции и является
окончательным аргументом в разборках типа «кто нагадил». Поэтому цветопробу
желательно делать всегда, когда есть такая возможность.
Валера valera@ksan.ru
Лекции по основам полиграфии:
Лекция 1: Обзор печатных технологий
Лекция 2: Обзор допечатных процессов
Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение в полиграфии
Лекция 4: Основы цвета
Лекция 6: Работа с цветом
Ответы на вопросы по полиграфии
Материалы по теме:
АЛЬХААФ Школа Дизайна
|