НадПроф

Беседы и Лекции по Менеджменту

Менеджер — это тот, кто уменьшает неопределенность.


Что такое надпрофессиональное образование? — Это уменьшение лоховости во всем, что не касается непосредственно твоей профессии! Но и профессии тоже.

Буду делать хорошо и не буду лохом!


Неважно какие у тебя есть знания, умения и навыки — ну, да, желательно, чтобы их было побольше, их уровень повыше, а глубина поглубже — но! — важно как ты умеешь применять этот пакет имеющихся у тебя знаний, умений и навыков. Как применять этот пакет наиболее эффективно в проекте «твоя жизнь»? — в этом суть надпрофессионального образования.


Развитие современного общества и появление новых проблем, сопровождающих это развитие, делает ясным, что в 21-м веке потребуются не только эксперты по некоторым аспектам отдельных стадий сложных процессов (профессионалов в  старом понимании этого термина). Понадобятся специалисты по решению проблем.
Это означает, что истинные междисциплинарные исследования, основанные на теории сложности, будут в цене. А в университетах будут стараться учить не «предметам», а «стилям мышления».


КРЫЛЬЯ НАДПРОФА

        #23
#22  #21 
#20  #19 
#18  #17 
#16  #15
#14  #13 
#12  #11
#10  #9
#8    #7
#6    #5
#4    #3
#2    #1




НАШИ РАССЫЛКИ

В помощь Дзенствующему
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости Бодхисаттвической Сети



НАШИ ДРУЗЬЯ

ZenRu

Сообщество ZenRu в ЖЖ

Блог Клейна

Газета Пятое Измерение

Лента Новостей БодхиNet

Бодхисаттвическая сеть

Сайт Лотоса

Блог Сеаната

FAB Russia

ЭZО-сеть

Варга — акустические музыкальные инструменты

Сибирские узоры — сайт Игоря Шухова

Блог Романа Мандрика

Prezentation.ru — всё о мультимедийных презентациях

КСАН — Агентство интерактивного маркетинга

Ксан-презентации — разработка мультимедийных презентаций

neq4 — профессиональная разработка мультимедийных виртуальных туров

Литредактор.ру — корректорская правка и литературное редактирование текстов онлайн

Мультстудия «Анимуба»

Рекламное агентство Навигатор — елочные шары с логотипом

Магазинчик HandMade — авторские подарки ручной работы

«Рисоваська»: аська + рисовать

«Моносота» — дома будущего

Международный Фестиваль «User Generated Клип! 3.0»

Московский лицей №1550

ТопСкидка.ру — мобильный путеводитель по лучшим скидкам Москвы

Ремешки № 1 для iPod nano TikTok и LunaTik в России и СНГ

Интернет-магазин Настоящей Еды «И-Мне» — здоровые продукты и полезные обеды с доставкой.



Главная / Библиотека /  Беседы и Лекции по Менеджменту / Что такое стратегия?

СТРАТЕГИЯ:
Что такое стратегия?
Основные принципы и виды стратегии

фрагмент из Лекции №22: Пример «День сурка», или Лекция о стратегии

Клейн:

А чего это мы на этой теме все разговорились?

Ольга Шотландия:

Потому что не принято говорить о сексе. (смех)

Клейн:

Ну, хорошо, давайте о проведении границ в сексе, и все. О  стратегии. (смех) Вот, Женя Веселов. Какая у тебя стратегия в сексе? (смех) Обычно?

Женя Веселов:

Никакой.

Клейн:

Ну, как никакой? Что, набегаешь… (смех) ордой… Как-то же ты выстраиваешь свои козни?

Лена:

Можно определение стратегии?

Клейн:

Я тебе дам два определения. Сначала короткое. Стратегия — это излучение стратега. И больше ничего.

Лена:

Все, понятно. (смех)

Клейн:

То есть, если ты стратег, то твои мысли, действия, все, все — это и  будет стратегия. Если ты не стратег, то хоть ты вот такую толстую книжку напиши под названием «Стратегия» — это не будет стратегией. А теперь я немножко расширю, дам другой аспект, поэтому дам другое определение.

Когда мы говорим о том, что стратегия это излучение стратега, мы имеем в виду, что стратегом… кого мы называем стратегом? Мы называем стратегом то сознание, в которое вмонтировано такое качество, как стратегичность. Исходим их того, что стратегичность дается при рождении, что это вот такой узор. Ну, как уровень того-то, того-то, того-то.

Лена:

То есть это качество нельзя приобрести?

Клейн:

Спорить не будем, будем исходить, по крайней мере, сейчас, что это дается при рождении. Это качество приобрести нельзя. Ну, точно так же, как уровень — такие способности или такие? — вот при рождении.

Учащийся:

Все-таки?

Клейн:

Конечно. Конечно.

Учащийся:

Я думала, что упорным трудом можно всего добиться.

Клейн:

Конечно, оно да. Но не в этой жизни. А в следующей. Или через 10  жизней. (смех) В этом смысле, если рассматривать человека не как этот отрезок жизни, а как некий пунктир, то да, действительно, в этом смысле, каждый обладает этим качеством. Мы разбирали, что такое «каждый». Что «акула когда становится акулой? когда ей 15 лет?» Соответственно, Будда когда становится Буддой, когда его там дерево ударит или когда? Соответственно, и здесь мы можем сказать, что если не в этом отрезке, а в этом появляется точка, где стратегичность проявляется, и мы смотрим на весь пунктир и мы говорим: когда он обладает стратегичностью? Ну, вот он и обладает с самого начала. Спешить некуда. Так вот, стратегом мы называем то сознание, которое содержит в себе такое качество, как стратегичность. И тогда его излучение — это стратегия.

А теперь я дам другое определение стратегии. Дело в том, что если мы опять привязываемся к твоему действию, к тому, что ты выстраиваешь какую-то траекторию, которая может быть стратегичной или не стратегичной — это зависит от свойств твоего сознания. Присутствует там стратегичность или нет. Стратегично сознание — будет стратегично действие. А вот что такое «стратегия» тогда? Как она соотносится со «стратегичностью»? И вот в последнее время я  пришел к такому определению, что о стратегии есть смысл говорить тогда, когда несколько — обращаю внимание! — несколько сознаний стратегичных, собираются вместе, чтобы проводить общую линию. Пока сознание одно, оно может ничего не формулировать… ну, там какие-то куски, там что-то. То, что я сейчас говорю — «несколько сознаний» и так далее — я говорю уже о стратегии в каком-то таком секторе, где существует «менеджмент», «стратегии». Так вот, стратегия появляется и нужна она только в тот момент, когда несколько сознаний должны двигаться в одном направлении, понимая одинаково адекватно, что они делают. Пока одно сознание — можно не формализовать, можно не создавать всю систему. Ну, здесь видишь ясно, здесь расплывчато, здесь как-то. Прошло два дня, тут пояснее стало, а ты все равно стратегично как-то рулишь, все нормально.

Но если мы говорим о стратегии как о «стратегии группы», корпорации, клана, то она становится необходимой, когда несколько сознаний должны двигаться созвучно.

Я это определение даю в альтернативу тому плоскому определению стратегии, которое, неважно формулируют или нет, но которым реально пользуются все консультанты по стратегии. То есть «стратегией» они называют «документ», в  котором прописано то-то, то-то. Первым словом идет «документ», в котором то-то, то-то, то-то, то-то. То есть это полная чума. Но это общепринятая норма, это так и есть. Просто люди зарабатывают деньги, они какую-то деятельность создают. Бог с ними.

Так вот, получается, что стратегия, которая нужна в тот момент, когда несколько сознаний появляются взаимодействующих, чтобы двигаться в одном направлении, то стратегия это: а) — общее представление о том, куда и как двигаться. А второе, учитывая, что стратегия не может быть сделана так, что написан документ, и теперь три года по нему двигайся… То есть «стратегия» — это «коммуникационная площадка». И, в этом смысле, стратегия — это процесс. И у стратегичных сознаний он идет постоянно. И стратегия, неважно, писанная, неписаная — это коммуникационная площадка, куда каждое из сознаний участвующих в этом стратегическом движении и формировании, вбрасывает свои импульсы и получает оттуда импульсы. То есть, это некий котел, в котором эти несколько сознаний взаимодействуют по поводу этой стратегичности своей. Поэтому стратегию мы определяем вот так странно. Стратегия — это коммуникационная площадка стратегических сознаний. То есть, да, вот если без контекста — дурость невиданная. «Стратегия — это коммуникационная площадка» — чума какая-то. Но с  учетом всего, всего, всего и важности того, что как только появляется несколько сознаний, они должны как-то созваниваться друг с другом, чтобы получать информацию, пропитываться одинаковой информацией. И, одновременно, они должны иметь площадку, куда они сбрасывают импульсы, чтобы усложнять, улучшать, делать более адекватным этот результат и давать возможность другим сознаниям, участвующих в этой коммуникации, пропитываться. Вот что такое стратегия.

Что ты на меня так трагично смотришь?

Учащийся:

Трагично?

Другой учащийся:

Стратегично.

Клейн:

Нет, нет, нет. Ты стратегично, а ты трагично. У тебя все в порядке?

Ольга Шотландия:

Она про секс хочет. (смех)

Учащийся:

А это просто. Надо слово «стратегия» заменить на слово «секс».

Клейн:

Давай замени. (смех) Замени «стратегия» на слово «секс» и скажи хотя бы три предложения. Если ты такой умный, давай. (смех)

Ольга Шотландия:

Я могу сказать.

Клейн:

Давай.

Ольга Шотландия:

Это излучение сексуала. (смех) Сексуал — это ты. (смех, обмен репликами)

Клейн:

Ты, посмотри, посмотри. Им нравится, чтобы там несколько сознаний было. (смех)

Ольга Шотландия:

Хотя бы два сексуальных сознания. Теперь какую-нибудь площадку. (смех)

Клейн:

А ты чего так застеснялся при слове «секс»?

Учащийся:

А я, вообще, стеснительный человек.

Клейн:

Ну, так давай про стратегию начнем. (смех) А  потом перейдем.

Учащийся:

Давай.

Клейн:

Давай, давай, начинаем. Про стратегию. Что тебя интересует про стратегию? Ну, скажи «ничего», и мы закончим с этим дурацким вопросом. (смех) И я сразу же спрошу, что тебя интересует про секс. (смех) Ну, хорошо.

Учащийся:

Второй вопрос еще более непонятный. То есть, Клейн, два вопроса. Первый вопрос по стратегии. (смех) Имеет ли стратегия цель, или это средство, или это завершение? После чего начинается следующая ступень.

И второе: может ли стратег один делать стратегию, вырабатывать и  вести?

Клейн:

Итак. Первый. Безусловно, стратегия имеет цель. Чтобы это было понятно и бесспорно, то такое свое качество, как смелость, ты можешь использовать для достижения цели. Такое качество, как мобильность, или ну, расширяем «качества» — знания, опыт — ты можешь использовать для достижения цели. Для достижения цели ты используешь и такое качество, как стратегичность. Именно для того, чтобы повысить эффективность достижения цели. Имеет ли цель стратегия? Да!

А может ли один? Конечно, один! Мало того, одному гораздо проще вырабатывать стратегию, хотя бы потому, что нет никакой поправки на искажение понятий, представлений и…. То есть, да, да. Я когда говорил, что тебе не обязательно вырабатывать целостную стратегию, чтобы она была стратегией — именно формально вырабатывать! — я говорил о диапазоне. Что оно у тебя может быть четко изложено в голове, ты можешь знать какое-то количество приемов, ты можешь освоить всю историю развития такого направления человеческой мысли, как стратегия. И плюс даже, готовя какое-то событие — ну, анализ — я себе четко прописываю. Можешь так. А можешь не так. Можешь только знать основные принципы, быть воплощением стратегии, плюс какой-то опыт, как приемы в айкидо, каратэ в  тебе переплавлены — ты не думаешь, какую руку тебе поднять. Так и здесь, это все в тебе, это все переплавлено, и ты уже действуешь.

Вся стратегия на протяжении 2000 лет развивалась как «военная стратегия». Она имеет принципиальные отличия от «проектной» стратегии. Но все современные курсы стратегии, статьи, более-менее целостные комплексы изложения чего-то, они все основаны на военной стратегии. Сунь Цзы, Мольтке, Клаузевиц и  все. Но это совсем другое. Это военная стратегия. И я чуть позже скажу, в чем отличие.

Возвратимся к тому, что ты можешь быть «воплощением стратегии». Итак.

Ты знаешь, например, что для удара нужно концентрировать силы.

Ты должен также понимать, что если ты концентрируешь силы, а у тебя их какое-то конечное количество — значит, ты оголяешь другие места. Соответственно, в этот момент ты наиболее уязвим. Следовательно, делать концентрацию и удар ты должен быстро. Соответственно, кроме концентрации, второе — скорость.

Третье, от скорости дальше пляшем. Если ты это делаешь так, что они это видят — если они быстры, они могут все равно среагировать. Поэтому скрытность. То есть, он должен видеть только удар. И то уже тогда, когда уже… даже не удар, а искры из глаз. Поэтому скрытность в подготовке, в перемещениях. Скорость перемещения, скрытность перемещения.

Соответственно из скорости и скрытности и видения искр из глаз, мы делаем четвертое свойство стратегии — неожиданность. То есть, чем неожиданнее… он ждет, что ты этой дорогой пойдешь, а ты на кораблях переплыл и с той стороны уже. Вот перехитрил. Нетривиальность, креативность. Но это должно выражаться вот такой неожиданностью.

Вот четыре основных принципа. Ну, плюс ты должен… если ты знаешь, что действовать нужно быстро, ты можешь добавить такие принципы как точность. Потому что ты должен знать, что если ты в этом месте уколешь, то там оно тогда даст такие последствия, что все рассыплется.

И это означает, что вот ты, например, местность занимаешь. Ты должен занять вот эту, эту и эту высоты. Да? Тогда все простреливается. Или вот этот перешеек и этот перешеек. Здесь крепость поставить, здесь крепость поставить. Все. Они  — э-э-э-э — уже не могут.

Также ты должен, допустим… продолжаем, «что такое стратегия»? Ты знаешь, что лучше не воевать. Но не в том смысле, что лучше быть мирным, а в том смысле, что нужно угрожать, потому что ресурсов на угрожание идет меньше, что на войну, а результат тот же. Поэтому вместо того, чтобы драться вот там, ты в этом месте поставишь три больших пушки. И вывесишь лозунги «Мы — за мирную политику!» (смех) Вот, все. Ты сдерживаешь их трехсоттысячную армию. Хотя бы потому, что они умеют читать. (смех) Вот.

Зная это… ну, дальше можно раздвигать дальше — вот эти 32 китайские стратагемы, это уже конкретные ситуации. Что если ты три пушки поставил, то лучше их не на перешейке поставить, а на специально отведенной площадке, возле вражеской столицы, напротив дворца. Тогда ты не 300.000 будешь сдерживать, а  два миллиона и на 10 лет. Но это уже детали, это уже частности, это, действительно, можно прочитать 32 китайские стратагемы — типа «Слива наклоняясь, давит черешню… летним облаком». Ну, что-то там… (смеется)

Но основные — вот раз, два, три, четыре. Концентрация, скорость, скрытность, нетривиальность. Это 90%, которые обеспечивают твою военную стратегию. И наоборот. Если ты медленный, если ты предсказуемый, если ты не сконцентрированный — ну, и хана тебе.

Но это военная стратегия. А «проектная стратегия» — это принципиально иное. По той причине, что вся военная стратегия, она имеет смысл только в одном случае — когда у тебя есть противник! Причем четко визуализированный. Ну, отформатированный — вот он есть. Вот тут такая империя, а тут такая. И тогда возникает потребность в стратегии, в противостоянии, в войне, в армии. В  стратегии. Когда есть противник. Нет противника — все, нет стратегии.

И можно выделить три уровня стратегии. Вот уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Вот уровень корпорации — это более тонкая стратегия. И вот уровень проектов. Это еще более тонкая стратегия.

В чем тонкость? Вот здесь всегда есть враг. Есть противник. И на противостоянии — с этим противником — держится все. Нет врага — нет ничего. На уровне проектном — там нет врага. Там есть только «вязкость» среды внешней — тебе что-то нужно свинтить за какое-то время. И вязкость среды внутренней — тебе нужно сообразить, тебе нужно быть мобильным, неленивым, принимать более точные решения.

Таня, ты недавно какое-то точное решение приняла. Сначала неточное…А-а! У нас было 5 пригласительных билетов на открытие 1-й Московской Биеннале, и я звоню Роме Мандрику и говорю: «Рома, классно. Я специально взял 5 билетов. Отдай лучшим нашим клиентам. Это такой хороший будет PR-ход. Такое беспрецедентное мероприятие в России, в Москве. Кто у нас самые крупные, самые хорошие? Ты им отдай, пару слов скажи, хороший повод для контакта. Билет на два лица. Ну, такое топовое мероприятие, хороший повод». Я говорю: «Я тебе на семинаре передам эти билеты. Заберешь». Потом через полчаса думаю стоп, стоп, стоп. Если на семинаре, в субботу, то к клиентам он сможет только в  понедельник. Понедельник — тяжелый день, там не дозвонился, вторник, среда…а там уже 27 число, пятница, окрытие — то есть не правильно. Нужно в эту пятницу, сразу же. Тогда я звоню Тане: «Таня, пожалуйста, созвонись, чтобы сегодня…» Таня решает проблему, как передать? Это я сейчас о чем говорю, о том, что…?

Учащийся:

…более тонкое решение.

Клейн:

Да, да, да. Более тонкое. То есть бороться, когда ты внутри процесса… Ты должен быть точное, потому что если ты так сделаешь — там долго. А  если ты по-другому сделаешь… — ну, это я называю «внутренняя вязкость». Одно дело — неопределенность, а другое дело можно так, и тогда вот столько будет сделано за такое время. Вот с этим ты борешься.

И тогда я говорю: «Таня, пожалуйста, вот это», и Таня думает, как же им передать, варианты разные… и Таня вспоминает: «О! У них же курьер есть!» (смех) Звонит, говорит «пришлите курьера», курьер приезжает, Таня отдает ему. Все, раз, проблема решена. Не вспомни она про курьера, можно долго.

Или я рассказывал, что мы на конкурс отдавали наши работы, мультимедиа-презентации. Вот конкурс идет «Профи 04», а мы работы не отдаем. А  уже все, закончился прием на конкурс, но они продлили на 12 дней. И вдруг мы с  Таней, 4 дня остается: «А чего это мы на конкурс не отдаем?! У нас такие там — одни из лучших!» И то ли мы вспомнили, то ли мы позвонили и нам сказали, что там, как выражается Шотландия — «музыка некошерная». Значит, мультимедиа-презентации, и вся музыка — не авторская. — Так е-мое, — кричим мы. — Да вы что?! Как это музыка не авторская?! Да напишите любую «Бум-бум, бум-бум, бум-бум». Потому что основное, что оценивать жюри будет — это визуальная часть. Картинка. Какая там нахрен музыка и все такое. Раз, состыковались, плюс еще дополнительно, чтобы… - так как там нужно оплачивать, можно платить деньги, а можно состыковаться с  клиентами, сказать «вот конкурс, мы вашу работу будем представлять, заплатите деньги, для вас это немного денег, но зато в таком слое такая-то реклама, даже если вы никакого места не займете». Но это уже вторая часть. А основное, что музыку — «бум-бум-бум». Ну, быстренько написали «бум-бум-бум» — даже лучше оказалось, что у Локи в загашнике какие-то музоны им написаны, что просто аж цепляй и  радуйся.

Ларсен:

У меня диск есть от Локи для тебя. Маша Нигголь передала. (смех)

Клейн:

Спасибо. А это на вид сложно, а на самом деле все — тык-тык-тык и  все. И Лока не парится, и никто. А Ларсен сидит со мной рядом и вовремя вспоминает. Так вот.

А я говорил о том, что прицепили музыку, отдали мультимедиа-презентации, через четыре дня прием закончился. Уточним: если мы пару дней все это собирали, то через два дня тогда закончилось. Еще через 7  дней подвели итоги. И Интернет-лаборатория «Ксан» завоевала золотую статуэтку - первое место этого конкурса. И бронзовую — и третье.

Учащийся:

Первое за видео, третье за музыку? (смех)

Клейн:

Нет. Две работы. Одна такая, другая такая. Речь идет о том, что ты должен бороться с внутренней неопределенностью, принимая решение, и с внутренней неэффективностью, увеличивая эффективность точными уколами. Но ты не борешься с внешним врагом. Ты «борешься» со своей внутренней средой. Неважно, внутри одного человека, внутри сообщества, корпорации — там тоже какие-то каналы, это все должно быть прочищено, налажено. И ты борешься — в кавычках «борешься»! — с вязкостью окружающей среды. Ну, такая «пропускная способность улиц», такой трафик. Столько-то времени тратится на принятие решения в корпорациях, а если их вот так не подгонять, то еще и вот такое. И они не вписываются в… Понятно, да? То есть — нет врага. Это принципиальное отличие.

Поэтому если ты пользуешься принципами — один к одному, или очень похожими — военной стратегии, а современные книги о стратегии так и пишется: «тактика выжженной земли». Да, е-мое. Ну, война — понятно. Это ж все просто такие чуть ли не поэтические фигуры, которые выдаются за… Все, с чем ты борешься — это с  собственной ленью и несовершенством мира. Но не с врагом.

Учащийся:

Ну, несовершенство мира — это тоже враг.

Клейн:

Это поэтическая метафора. Как только есть слово «бороться», появляется слово «враг». Поэтому «бороться» я беру в кавычках. Имеется в виду, что в одном случае враг — это точно такие же люди с такими же мечами, с такой же броней, как и ты. Вот что. Одинаково и материально. А здесь это вот такое.

Учащийся:

Я считаю, есть когда физический контакт, либо он будет, либо он есть — это военная стратегия (смех).

Клейн:

Ты прав, ты прав, да, да. (смех) Речь вот о  чем идет. Что если ты проводишь границы так, что у тебя проектная стратегия и  военная стратегия — это одно и то же, и ты переносишь тогда методы военной стратегии на проектную, то это будет искажено. Для более адекватной работы нужно разделять: здесь — военная, здесь — проектная, а между ними находится «корпоративная», которая есть нечто среднее между проектной и военной. Потому что на уровне корпоративной стратегии у тебя есть конкуренты не везде, не всегда. Очень многим людям и корпорациям кажется, что у них есть конкуренты. Им кажется, что у них есть «конфликты интересов». Ничего этого нет. Это просто грубость восприятия, мышления.

Учащийся:

Есть еще такое мнение, что если врага нет, то его нужно придумать, тогда стратегия будет эффективна.

Другой учащийся:

Это для того, чтобы деньги выделили.

Клейн:

Да, да, да. Пользоваться можно чем угодно. Да, действительно. А  речь идет о том, что у тебя внутри. Какое у тебя внутри восприятие. Так вот, корпоративная стратегия — это нечто среднее. Там может быть враг, и там точно так же ты должен бороться с внутренней неорганизованностью и внешними фигнями. Средовыми. И тогда здесь ты должен разделять: «ага, вот это относится к военной стратегии, там вот эти принципы работают, а это к проектной и там вот это. И  здесь должны быть такие люди и такие принципы, и такие подходы, такие приемы. А  здесь такие люди, такие подходы, такие принципы, такие приемы». Ну, грубо говоря, здесь все должны ходить со смурным лицом и стучать мечами, а здесь все должны улыбаться. И обниматься. Тогда там будет хорошо и здесь будет хорошо.

Учащийся:

А на среднем уровне — с мечами и улыбаться? (смех)

Клейн:

Вот корпорация, они должны ходить с мечами и стучать мечами об щиты. С хмурыми лицами. А те должны улыбаться и пить чай. Те, кто занимается проектами, потому что если они начнут там стучать мечами, ходить с хмурыми лицами — проект развалиться.

Учащийся:

Нет, я говорю — внизу стучат мечами, бряцают латами и это хмурые лица, а наверху улыбаются.

Клейн:

Да.

Учащийся:

А посредине стучат мечами и бряцают латами и улыбаются.

Клейн:

Нет. Два отдела.

Учащийся:

Два отдела? (смех)

Клейн:

Отдел мечей и отдел чая. (смех) Ну, по-японски все.

Учащийся:

Вопрос: стратегия приобретения — это проект. Стратегия защиты и  устранения…

Клейн:

Дело в том, когда ты говоришь, ты говоришь: «Я провожу границы вот так. И рассматриваю с точки зрения приобретения-неприобретения». И когда ты говоришь «приобретения и защиты» — ты имеешь в виду, что «приобретение» — это изменение существующего положения в более лучшую сторону для себя. Защита это…

Учащийся:

Удержание.

Клейн:

…удержание — это неизменение положения. Несползание в худшую сторону. Ты разделяешь консервативную систему и прогрессивную. Консервативная - это которая держит неизменность. Прогрессивная — которая вгрызается дальше. Я  слишком быстро говорю?

Учащийся:

Нет, нет. Я просто перекладываю на…

Клейн:

Я говорю, что ты вот так разделил. Когда я разделил на мечи и чай, я по другому принципу-критерию. То есть одни, «там, где идет война», а другие «там, где нужно развиваться креативно в среде». Если ты так это делишь — можно так разделить. Ты же вспомни — «разделить, поделить, провести границы можно миллионом способов». Бесконечное число…

Учащийся:

Да, да. Я просто исхожу из чисто практического применения. Я в принципе занимаюсь риск-менеджментом и антикризисным управлением. Первая часть любой защиты от риска и антикризисного управления — это удержание позиции.

Клейн:

Безусловно.

Учащийся:

То есть, чтобы не скатиться.

Клейн:

Да.

Учащийся:

Это проекты. Так, чтобы из кризиса уйти вверх. Любой кризис — это ступенька для того, чтобы идти вверх. Потому что если просто устранить кризис - он все равно повторится. И вопрос удержания и устранения — это вопрос… он с  одной стороны проектный, потому что это проект — нельзя одним точечным ударом устранить, необходимо сделать многоходовую комбинацию для того, чтобы достичь какой-то цели.

Клейн:

Конечно. Да.

Учащийся:

Но там и противник. Да, он образный, но он есть. В любом случае. Даже его рисовать не надо, потому что всегда есть конкуренты, всегда есть недоброжелатели, в любом случае такой набор, он стандартный. В большей или меньшей степени.

Клейн:

Вот, можно я тебя сейчас остановлю. Когда я говорил «отдел чая» и «отдел мечей», я не имел в виду, естественно, что должно быть там два отдела. Я  говорил, что есть два крыла, две функции.

Учащийся:

Ну, да, да.

Клейн:

А как они конкретно в корпорации… То есть, скорее всего, или так даже, не скорее всего, а 99.9, что выполнение именно этой функции и этой — и  улыбаться, и ходить с мечом — будут делать одни и те же люди.

Учащийся:

Ну, да.

Клейн:

И специализация там будет идти не по поводу того, что эти с  корпорациями работают, а эти с проектами. А это будет так: есть менеджеры, которые общаются с внешним миром и которые формируют стратегию и все элементы управления. Внутри и снаружи. Плюс есть кто-то, на ком отдельная функция. Если предприятие выпускает колбасу, то специалисты в колбасе. И они занимаются производством. Дальше, кто под ними, их вообще не учитываем сейчас в этой системе управления. Если одновременно делается еще что-то, то возникают «кланы специалистов». Соответственно, должны быть менеджеры, которые осуществляют связи между этой группой и этими группами. Скорее всего, это те же самые менеджеры, потому что они должны видеть эту ситуацию, и у которых баланс специализированности идет в эту сторону. То есть, если у кого-то функции с  внешним миром, к примеру, 90, и на 10% они с этим, то у этих 70… и 30 общие вопросы. Ну, да. 

Но, тем не менее, ты прав. Можно делить на консервативную и  прогрессистскую части. Можно на «войну с корпорациями» и «продвижение проекта». Другое дело, чем ты четче осознаешь, как дробится функционал, тем тогда ты осознаннее формируешь взаимодействие людей и функциональные оболочки отделов, функциональные ячейки. То есть, тем ты тоньше настраиваешь механизм для выполнения своих задач.

Учащийся:

Да. Потому что в этой системе, системе прогнозирования рисков, я не беру финансовые риски, которые можно математически высчитать. А если берем какие-то политические риски, риски законодательные и риски…

Клейн:

Да просто отраслевые.

Учащийся:

Просто любой риск — он не поддается математическим расчетам…

Клейн:

Там у тебя должно быть искусство, опыт, стратегичность.

Учащийся:

А вопрос Второй логики и прогнозирования рисков…

Клейн:

Да. Да. Тем более с утра мы определяли Вторую логику как инструмент для изготовления наиболее точных выводов из явно недостаточных посылок.

Учащийся:

Совершенно верно.

Клейн:

Шотландия, у тебя был вопрос про что-то?

Ольга Шотландия:

Да. Про секс. (смех)

Учащийся:

Стратегический контакт.

Клейн:

Ну, что ты хочешь, девочка? (смех)

Ольга Шотландия:

Видишь, как я чайник вскипятила?

Клейн:

Ты кого имеешь в виду? (смех)

Учащийся:

Кто чайник?

Клейн:

Кто чайник в сексе? (смех)

Итак, тогда… подведем вкратце, буквально в двух словах.

Стратегия — это излучение стратега.

Стратегия — это коммуникационная площадка для нескольких стратегов.

Стратегия очень хорошо держится на основе Второй Логики, а точнее является ее прикладным аспектом и воплощением.

Существует военная стратегия, которая держится на раз-два-три-четыре, плюс, кому интересно — читайте труды военных стратегов, ну, и, прежде всего, «32 китайских стратагемы», где очень образным, красивым, симпатичным языком описаны некоторые схемы такого хитрого военного поведения.

Также нужно понимать, что кроме военной стратегии существует проектная и отличаются они отсутствием воплощенного противника, где бороться нужно фактически с собственными иллюзиями или условными загрязнениями, неумениями и прочими элементами недопросветленности.

Существует корпоративная, как промежуточный уровень, где есть противник и где это. Это нужно уметь различать, понимать. Для того, чтобы не переносить схемы принципиально из одного уровня, где есть проекты, в другой, где есть противник. То есть в одном случае…Что такое отдел мечей и отдел чая? В  одном случае нужна сила, грозность, упертость, умение драться и нечего там думать и все такое. А во втором случае нужна креативность, внутренняя дисциплина, крайняя степень миролюбивости… ну, она и там и там нужна. Но, тем не менее, это разные вещи.

И еще важно, что есть стратегия и есть стратегичность. Это тоже нужно различать.

И, естественно, последнее, что каждый обязан развивать свою стратегичность, учиться быть стратегом, и это можно, получается, делать только в двух случаях: или делать проекты — или воевать на каком-нибудь поле. Вот и  весь выбор, где практиковать, где оттачивать эти инструменты. Как в одном, так и в другом случае это самостоятельная, крайне самостоятельная, предельно самостоятельная деятельность.

5-й семинар по Второй логике
22 января 2005 г.



Материалы по теме:

О Второй логике
Война или любовь?
Цель — контакт!
Учиться быть стратегом

Технопарк Среды

DOBR_CONSULTING - Новый проект для Малого бизнеса

Китайский Проводник

проект СельхозЕва

Интернет-Магазин Настоящей Еды И-МНЕ

Comindwork: эмоменеджмент + человеческая схема оплаты

Международный Фестиваль <User Generated Клип! 3.0>

Проект Инди-Инди. Инди — это такой способ жить. Когда делаешь только то, что ценно — без каких-то компромиссов.

Arty Talk или Рисоваська - "Аська" в которой рисуют

НадПроф-TV — это не сервис, это эфир!

Проект 108 актуальных репортажей из Индии

Зимний Летний проектный лагерь проекта НадПроф - НадПрофессиональное образование и Школы по Второй логике - Индия-2008. Погружение

Только Для Девочек

HandMade shop

Проект БАСОМАНИЯ и сообщество bassomania

Japan Channel

Маха-ТВ

Готовь мультимедийные сани летом!

Интернет-лаборатория «Ксан»: создание мультимедийных презентаций, изготоволение электронных визитных карточек (CD-визиток)

Корректорская правка и литературное редактирование текстов on-line

Проект "neq4: мультимедийные виртуальные туры"

Компания УМА — создание интернет-магазинов

Корпоративные мультимедийные открытки

KSANCARDS.RU CD визитки, CD cards, электронные визитные карточки

Издание бумажной «Виртуальной книги НадПроф»

Сад зацелованных фруктов

Инновационные рекламные конструкции EasyShow

Школа поинга Poister.ru - учимся крутить пои вместе!

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Эпохальный альбом Песни Пуха

Акция! ТАНЦУЕМ НА УЛИЦАХ ГОРОДОВ МИРА!

Интернет-магазин ZenRu

Семинары по Второй Логике

Мультимедийные презентации

English party
© 2003-2004 НадПроф info@nadprof.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru