Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / Примеры для подражания / Командиры сводных отрядов
Командиры сводных отрядов
Из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко
Отряд в нашем лесу, пусть только снабженный топором и пилой, возрождал
привычный и родной образ другого отряда, о котором были если не воспоминания, то
многочисленные рассказы и легенды.
Я не хотел препятствовать этой полусознательной игре революционных инстинктов наших
колонистов. Педагогические писаки, так осудившие и наши отряды, и нашу военную
игру, просто не способны были понять, в чем дело. Отряды для них не были
приятными воспоминаниями: они не церемонились ни с их квартирками, ни с их
психологией и по тем и по другим стреляли из трехдюймовок, не жалея ни их
«науки», ни наморщенных лбов.
Ничего не поделаешь. Вопреки
их вкусам, колония начала с отряда.
…
Развертывание отрядов произошло очень быстро. Во второй колонии были
организованы третий и четвертый отряды с отдельными командирами. Девочки
составили пятый отряд под командой Насти Ночевной.
Система отрядов окончательно выработалась к весне.
Сначала у нас не было никакой конституции. Командиры назначались мною, но к
весне все чаще и чаще я стал собирать совещание командиров, которому скоро
ребята присвоили новое и более красивое название: «совет командиров». Я быстро
привык ничего важного не предпринимать без совета командиров; постепенно и
назначение командиров перешло к совету, который таким образом стал пополняться
путем кооптации. Настоящая выборность командиров, их отчетность была достигнута
не скоро, но я эту выборность никогда не считал и теперь не считаю достижением.
В совете командиров выбор нового командира всегда сопровождался очень
пристальным обсуждением. Благодаря способу кооптации, мы имели всегда прямо
великолепных командиров, и в то же время мы имели совет, который никогда как
целое не прекращал своей деятельности и не выходил в отставку.
Очень важным
правилом, сохранившимся до сегодняшнего дня, было полное запрещение каких бы то
ни было привилегий для командира: он никогда не получал ничего дополнительно и
никогда не освобождался от работы.
К весне двадцать
третьего года мы подошли к очень важному усложнению системы отрядов. Это
усложнение, собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива
за все тринадцать лет нашей истории. Только оно позволило нашим отрядам слиться
в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и
организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение
товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии командной касты.
Это изобретение было сводный отряд.
Противники нашей
системы, так нападающие на командирскую педагогику, никогда не видели нашего
живого командира в работе. Но это еще не так важно. Гораздо важнее то, что они
никогда даже не слышали о сводном отряде, то есть не имели никакого понятия о
самом главном и решающем коррективе в системе.
…
Сводный отряд это временный отряд, составляющийся не больше
как на неделю, получающий короткое определенное задание: выполоть картофель на
таком-то поле, вспахать такой-то участок, очистить семенной материал, вывезти
навоз, произвести посев и так далее.
…
Сводный отряд был всегда отрядом только рабочим. Как только заканчивалась
его работа и ребята возвращались в колонию, сводного отряда больше не
существовало.
Каждый колонист знал свой постоянный отряд,
имеющий своего постоянного командира, определенное место в системе мастерских,
место в спальне и место в столовой. Постоянный отряд это первичный коллектив
колонистов, и командир его обязательно член совета командиров.
Совет командиров всегда старался проводить через нагрузку комсводотряда
всех колонистов, кроме самых неудачных. Это было справедливо, потому что
командование сводным отрядом связано было с большой ответственностью и заботами.
Благодаря такой системе большинство колонистов участвовало не только в рабочей
функции, но и в функции организаторской. Это было очень важно, и было как раз
то, что нужно коммунистическому воспитанию. Благодаря именно этому наша колония
отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться
для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда
находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов,
распорядителей, людей, на которых можно было положиться.
Значение командира постоянного отряда становилось
чрезвычайно умеренным. Постоянные командиры почти никогда не назначали себя
командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного
отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во
время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же
постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимости в колонии, и в
этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист.
Система сводных отрядов делала жизнь в колонии очень
напряженной и полной интереса, чередования рабочих и организационных функций,
упражнений в командовании и в подчинении, движений коллективных и личных.
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»:
http://www.e-kniga.ru/Makarenko/pedagogi11.html
Материалы по теме:
Макрогруппы
Жизненные стратегии молодежи
Лекция №17: О проектах, или Чем отличается просветление предыдущего тысячелетия от настоящего
|