Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / Основы Полиграфии / Лекция 4: Основы цвета
Лекция 4: Основы цвета
Две недели все думал, как же эту трясину структурировать. Лазил по сайтам на эту тему, пока не почувствовал, что перестаю понимать что-либо на эту тему. Все, хватит! Рассказываю коротко и без излишеств. Кому чего непонятно, пишите!
RGB. Красный, зеленый, синий. Аддитивная модель.
«Бог создал RGB…»
Все современные системы цветопередачи ориентируются на специфику человеческого зрения (а на что ж им еще ориентироваться?). Вы все в школе проходили по биологии эдакие «колбочки» цветные рецепторы в сетчатке нашего глаза. Эти колбочки делятся на три вида, каждый из которых охватывает свою часть спектра:
Вот так, приблизительно.
Преобладание в световом потоке какой-либо составляющей определяет его цветовой оттенок. Полное отсутствие всех составляющих (0, 0, 0) это черный цвет, 100% всех составляющих (255, 255, 255) белый цвет. Какой-либо отличный от черного цвет образуется добавлением энного количества составляющих, поэтому модель называется аддитивной. Реальные характеристики черного и белого (границы диапазона) зависят как от источника света, так и от приемника. Сканер, цифровая камера, монитор и, конечно же, человеческий глаз работают именно с этой моделью.
CMYK. Краски-светофильтры. Субтрактивная модель.
…а человек создал CMYK."
В случае, когда надобно что-то напечатать, мы имеем дело с квазибелым потоком отраженного от бумаги света, и всего-то остается научиться этот свет регулировать, чтобы получать разные цветовые характеристики. Следовательно, нам нужно уметь избирательно удалять из этого потока отдельные
составляющие R,G и В. В результате долгих и мучительных исследований были созданы краски С, М и Y, дополнительные к R, G, и В. Добавляя С, мы уменьшаем количество R, соответственно: больше М меньше G, больше Y меньше В. Такая система, основанная на вычитании цветов, называется субтрактивной.
Получается, что CMY и RGB это почти одно и то же! То же, да не совсем. Во-первых, охват цветов CMY горадо меньше, чем RGB, за счет несовершенства светофильтрующих качеств краски и
отражающих свойств бумаги, во-вторых, 100% CMY дает не черный цвет, как можно было бы ожидать, а грязно-бурый. Если с первым мало что можно сделать, то для компенсации второго был введен черный цвет К. Только поэтому нам придется говорить о такой вещи, как цветоделение, иначе эта тема не стоила бы и пары слов.
Lab. Надо же на что-то опираться?
Описанные выше системы очень сильно зависят от конкретного устройства-интерпретатора, так что, пустив все на волю волн, мы получили бы полный бардак в цветовом хозяйстве. Поэтому была создана
аппаратно-независимая система исчисления цвета Lab, привязанная к объективной цветовой характеристике длине волны. Ee три параметра (канала): Lightness (светлота) и две специфические координаты для оттенков цвета a и b. Все пересчеты из модели в модель в пакетах-цветоделителях осуществляются через Lab.
Другие модели
Grayscale.Серая шкала, диапазон от черного до белого. Для передачи монохромных изображений. Все многоканальные изображения (Lab, CMYK, RGB) состоят из нескольких Grayscale-каналов.
Bitmap. Битовая карта 1 бит на пиксель. Либо черный, либо белый. Очень подходит для черно-белой графики перо, тушь там и т.п. Самый легкий формат, но требует высокого разрешения не менее 600 dpi. Выводится не растрируясь, используя все разрешение имиджсеттера.
Duotone (дуплекс). Для создания (при печати в два цвета) эффекта тонирования монохромных изображений (вроде старых фотографий).
Multichannel. Это даже не модель, а скорее формат для работы с плашечными цветами.
Indexed Color. Попытка насколько возможно облегчить имиджевый файл, обойдясь 256-ю основными цветами. Применяется в основном в Web-дизайне. Для печати не годится.
В Фотошопе все цветовые составляющие изображений представлены каналами (channels)
Валера valera@ksan.ru
Лекции по основам полиграфии:
Лекция 1: Обзор печатных технологий
Лекция 2: Обзор допечатных процессов
Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение в полиграфии
Лекция 5: Калибровка в полиграфии
Лекция 6: Работа с цветом
Ответы на вопросы по полиграфии
Материалы по теме:
АЛЬХААФ Школа Дизайна
|