НадПроф

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Менеджер — это тот, кто уменьшает неопределенность.


Что такое надпрофессиональное образование? — Это уменьшение лоховости во всем, что не касается непосредственно твоей профессии! Но и профессии тоже.

Буду делать хорошо и не буду лохом!


Неважно какие у тебя есть знания, умения и навыки — ну, да, желательно, чтобы их было побольше, их уровень повыше, а глубина поглубже — но! — важно как ты умеешь применять этот пакет имеющихся у тебя знаний, умений и навыков. Как применять этот пакет наиболее эффективно в проекте «твоя жизнь»? — в этом суть надпрофессионального образования.


Развитие современного общества и появление новых проблем, сопровождающих это развитие, делает ясным, что в 21-м веке потребуются не только эксперты по некоторым аспектам отдельных стадий сложных процессов (профессионалов в  старом понимании этого термина). Понадобятся специалисты по решению проблем.
Это означает, что истинные междисциплинарные исследования, основанные на теории сложности, будут в цене. А в университетах будут стараться учить не «предметам», а «стилям мышления».


КРЫЛЬЯ НАДПРОФА

        #23
#22  #21 
#20  #19 
#18  #17 
#16  #15
#14  #13 
#12  #11
#10  #9
#8    #7
#6    #5
#4    #3
#2    #1




НАШИ РАССЫЛКИ

В помощь Дзенствующему
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости Бодхисаттвической Сети



НАШИ ДРУЗЬЯ

ZenRu

Сообщество ZenRu в ЖЖ

Блог Клейна

Газета Пятое Измерение

Лента Новостей БодхиNet

Бодхисаттвическая сеть

Сайт Лотоса

Блог Сеаната

FAB Russia

ЭZО-сеть

Варга — акустические музыкальные инструменты

Сибирские узоры — сайт Игоря Шухова

Блог Романа Мандрика

Prezentation.ru — всё о мультимедийных презентациях

КСАН — Агентство интерактивного маркетинга

Ксан-презентации — разработка мультимедийных презентаций

neq4 — профессиональная разработка мультимедийных виртуальных туров

Литредактор.ру — корректорская правка и литературное редактирование текстов онлайн

Мультстудия «Анимуба»

Рекламное агентство Навигатор — елочные шары с логотипом

Магазинчик HandMade — авторские подарки ручной работы

«Рисоваська»: аська + рисовать

«Моносота» — дома будущего

Международный Фестиваль «User Generated Клип! 3.0»

Московский лицей №1550

ТопСкидка.ру — мобильный путеводитель по лучшим скидкам Москвы

Ремешки № 1 для iPod nano TikTok и LunaTik в России и СНГ

Интернет-магазин Настоящей Еды «И-Мне» — здоровые продукты и полезные обеды с доставкой.



Главная / ШКОЛА НАДПРОФ / АЛЬХААФ — Школа Дизайна / Глава 12. Серия Психотропных Тренингов по креативу / Занятие седьмое

Занятие седьмое.
Основы системного мышления.



[6 октября 2006 2006]


КиньМыло:
Тренинг Хаафа по креативу. (красиво играет гитара)

Хааф:
На последних двух занятиях мы учились уже анализировать, как это всё вместе работает. Мы увидели, что проект удобно представлять в виде какой-то там иерархии, каких-то штук. Я на этом занятии хочу рассказать еще несколько очень мощных способов анализировать, вообще что бы то ни было. Чтобы уметь выявлять нестыковки, конфликты, разрешать их, подбирать то, что нужно, переформовывать как-то. Эту тему я назвал "Основы системного мышления". Вкратце суть в том, что чтобы вам видеть, как всё взаимодействует, как все работает, что от чего зависит, что на что влияет, нельзя рассматривать объекты отдельно.

Вот если смотреть просто на Киньмылу, о нем ничего невозможно сказать. Чтобы о нем что-то можно было сказать, нужно посмотреть, как он связан с внешним миром, или что у него внутри. И основная идея в том, что любой объект, процесс, систему, задачу, дизайн, все что угодно, можно рассматривать, как некую систему, состоящую из подсистем и входящую в более крупную систему. Можно попробовать, если взять Киньмылу, как систему, мы можем разобрать его на разные запчасти по разным признакам. Например, мы можем разделить его на глаза, руки, живот, уши, нос, ноги и пальцы. Можем разделить его на стремления, желания, цели, эмоции и еще что-нибудь. Можем разделить его на "Киньмыла дома", "Киньмыла на работе" и "Киньмыла на отдыхе". Разобрать. А потом мы можем любую из мини-частей взять и в свою очередь разобрать. Например, "Киньмылу на работе" мы можем взять и посмотреть - "Киньмыла на работе" - это что? Что он делает? Он к чему-то стремиться, над чем-то старается, общается с людьми, достигает каких-то целей. Дальше мы опять можем взять, как он общается с людьми? Что он от них хочет, что он им говорит? И т.д. Потом можем обратно пойти. Вот он общается, он достигает целей. Каких целей он достигает, как и зачем? Тоже можно расчленить на какие-то блоки. Если взять другой способ деления, что Киньмыло - это голова, живот, ноги, пальцы и зубы - мы можем взять, что голова состоит из ушей, носа, глаз и мозгов. Уши состоят из внешней рамки, внутренних бороздок, и внутреннего уха. А внутреннее ухо состоит из щетинок и еще там чего-то. Можно на много разных способов разбивать любой объект, как бы на подсистемы, из которых он состоит. Прикол в том, что когда мы это делаем, когда мы разбили Киньмылу на несколько частей, они тоже не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом. Киньмыла получается только за счет вот этого всего целого.

То, что мы его вот так разделили, это нам просто удобно об этом так думать. Когда мы говорим, что есть голова, живот и ноги, на ногах пальцы, палец 1,2,3. (рисует) То, что мы говорим, что есть палец - это просто наш способ думать. Наш способ делить восприятие каким-то определенным образом. Если я не буду задумываться, если мне не нужно будет для моих целей знать про пальцы Киньмылы, то я и помнить про них не буду, их нет.

Точно так же можно пойти вверх от Киньмылы. Киньмыла подсистемой каких систем является, кто может сказать?

Участники:
"Ксан".

Хааф:
Например, "Ксан". Ещё?

Участники:
Москва, хохол, эккаунт.

Ариес:
Сидящий в комнате.

Саша Табаков:
Планета Земля.

Хааф:
Землянин. А теперь попробуйте не просто спонтанно, а возьмите какую-нибудь линию и начните ее продолжать. Надсистема, надсистема, надсистема…

Ариес:
Человек с ручкой, человек с канцелярским прибором, человек с прибором в руке.

Хааф:
Подожди. Вот частью чего является Киньмыла? Самая ближайшая?

Белка:
Производственный блок "Ксан"

Хааф:
Например, Киньмыла участник нашего собрания. То есть Киньмыла является частью системы "собрание". Система "собрание" частью какой системы является?

Галя Петрова:
Тренинг Хаафа.

Участник:
Ксан.

Хааф:
Вот смотрите, обратите внимание, уже начинаются неоднозначности, частью какой системы он является. Так вот, он является частью любой системы, которую вы назовете. И в этом плане Киньмыла хоть так, хоть эдак, хоть вот так - вы можете любой из способов думать, срезов о Киньмыле произвести. И, например, нужно ли между "участник собрания" и "Ксан" вводить системы "Тренинг", "Производственный блок" и т.д.? Это зависит от ваших целей. Сейчас мы в рамках тренировки их будем вводить: "Тренинг", потом вы говорили, "Производственный блок", "Ксан". Дальше что? "Ксан" частью чего является?

Киньмыло:
ООО. Общество с ограниченной ответственностью.

Белка:
Бизнес-сообщество.

Хааф:
ООО - это форма предприятия, форма "Ксан". А частью чего это ООО является, в чём оно живет?

Ариес:
Молодые люди от 20 до 40.

Киньмыла:
Система из ООО. Все ООО района такого-то. Таганского.

Наоки:
Московские компании.

Хааф:
Например, бизнес Таганского района. По этой ветке пока не пойдем.
Давайте еще - какие еще надсистемы над "Ксаном". "Ксан" во что входит?

Галя Петрова:
Надпроф.

Саша Табаков:
Рынок мультимедийных презентаций.

Хааф:
Например, Zen.ru, например, рынок мультимедийных презентаций. Мы можем пойти обобщать разными путями. Например, рынок мультимедиа в какую систему входит, частью какой системы является?

Ариес:
Рекламный рынок.

Хааф:
Рекламный рынок. Рекламный рынок частью какой системы является?

Ариес:
Бизнес-сообщество.

Галя Петрова:
Рынок услуг.

Хааф:
Ну, хорошо, назовем это бизнес-сообщество. Некий мировой бизнес. Вот теперь смотрите, что мы сделали. Мы нашли место Киньмылы, даже более того, мы нашли место пальца Киньмылы в мировом бизнес-сообществе. (смех)

Ариес:
Круто.

Киньмыло:
На ноге, попрошу заметить. (смех)

Хааф:
Но это одна ветка вот этого анализа системного. Например, мы хотели выяснить, что этот палец здесь делает, какими свойствами обладает, зачем он нужен, как он работает, зачем он нужен. Как он используется, как с другими взаимодействует. Построив вот эту веточку, мы можем посмотреть. То есть, например вот палец. Позволяет ноге Киньмылы шевелиться. Шевелящаяся нога Киньмылы позволяет ему во-первых, ходить, во-вторых, хорошо себя чувствовать. Хорошо себя чувствующий и умеющий ходить Киньмыла может быть активным участником нашего собрания. Наше собрание привносит некое знание в рамках тренинга. Тренинг в рамках производственного блока повышает уровень наших способностей, наших возможностей, нашего профессионализма. В рамках "Ксана" это повышает - что?

Миша Мачулин:
Эффективность производственного блока.

Хааф:
Эффективность производственного блока - это на уровне "Производственный блок". А в рамках "Ксана"?

Ариес:
Эффективность бизнес-процесса.

Хааф:
Ну, можно так сказать.

Киньмыло:
Капитализацию.

Ариес:
Увеличивает продажи.

Хааф:
А в рамках рынка мультимедиа как это работает?

Киньмыло:
Развивается креативность. Разные направления.

Ариес:
Делит рынок в нашей пропорции. И развивает рынок.

Хааф:
Развивает рынок. Смотри, когда мы говорим в рамках системы, мы должны видеть, что для этой системы делает то, о чем мы говорим. Не для себя, а для системы.

Ариес:
Я так понимаю, передел рынка не является операцией внутри этого слоя?

Хааф:
Передел рынка - это операция внутри рынка, над "Ксаном" и ему подобными. А мы смотрим уже выше, мы вышли за уровень "Ксана". Для целого рынка мультимедиа - что это означает? Как это влияет на целый рынок мультимедиа? То есть понятно, что прибыль или эффективность "Ксана" делит этот рынок, а для самого рынка целиком.

Ариес:
Но рынок меняет свою структуру?

Хааф:
И что с ним происходит? Кроме того, что меняется разделение? Целиком.

Ариес:
Если предполагать рынок как объект, у которого есть какие-то цели…

Хааф:
Ну, условно, да. Или направления, или векторы.

Ариес:
Наверное, он скорее стремится развиваться, чем переделиваться. Да, это понятно.

Хааф:
Вот, например палец, он не позволяет толкаться с другими пальцами. Или, он не позволяет ковыряться в ногте. Он позволяет Киньмыле ходить и хорошо себя чувствовать. Или ноге шевелиться. Шевелящаяся нога - не позволяет себе шевелиться, она позволяет Киньмыле ходить. И Хорошо себя чувствовать. То есть можно и так и так думать, но вот в рамках хождения по уровням системы нам нужно уметь выходить каждый раз на другой уровень, смотреть на эти связи с более широкой картинки, с более широкими связями и целями той системы, в которую оно входит. Хорошо. Вот рынок мультимедиа благодаря пальцу Киньмылы через всю эту цепочку развивается. А как это влияет на рекламный рынок? Что это в его рамках означает?

Ариес:
Рекламный рынок эволюционирует.

Киньмыло:
В цифровом направлении.

Хааф:
Да. Смещается в сторону каких-то новых цифровых штук, эволюционирует, меняет свои свойства. А бизнес-сообщество, что для него происходит?

Ариес:
Бизнес-сообщество тоже развивается, приобретает новые качества.

Киньмыла:
Оно тащится.

Ариес:
Устанавливаются связи внутри сообщества.

Хааф:
Ну, это внутри. А с ним самим что происходит?

Ариес:
Эволюционирует за счет того, что с ним происходят внутренние изменения.

Киньмыла:
Вот так мой палец влияет на индекс Доу Джонса.

Хааф:
Совершенно верно, Киньмыло. Это смешно, но это правда.

Наоки:
Но влияние его не очень значительно, поэтому мы его не замечаем.

Хааф:
Дальше. Вот эта линия, которую мы сейчас построили - это способ думать. То есть палец действительно влияет на бизнес-сообщество. Но кроме него, на это сообщество влияет все остальное.

Ариес:
Палец Мандрика.

Хааф:
Палец Мандрика, ухо Белки, настроение Саши, количество клиентов у "Меркатора". На любом уровне есть тоже влияния. Давайте не будем от этой цепочки пока уходить и посмотрим влияние факторов на каждом уровне. На уровне пальцев ноги Киньмылы что еще влияет?

Наоки:
Другие пальцы ноги Киньмылы.

Хааф:
Другие пальцы.

Ариес:
Пальцы рук.

Наоки:
Это уже не к ноге относится.

Белка:
Ногти.

Хааф:
Что еще влияет на ногу Киньмылы?

Галя Петрова:
Камушки.

Участники:
Носки, обувь, микробы, ковролин.

Хааф:
Да, хорошо. Очень много всего влияет.

Киньмыло:
Бизнес-сообщество, в конце концов. (хохот)

Хааф:
Теперь вот мы увидели, что на ногу Киньмылы влияет практически все. Кроме ноги Киньмылы, на Киньмылу что еще влияет?

Белка:
Мандрик.

Участники:
Другая нога Киньмылы, прожектор, Таганское РОВД, компьютерные игры, девушки.

Хааф:
Хорошо. Киньмыло влияет на собрание, как участник. Что еще влияет на собрание? И кто влияет?

Наоки:
Я влияю.

Белка:
Вот эти все херовины, которые Миша в руке держит.

Ариес:
Самбул.

Хааф:
А Самбул как влияет?

Белка:
Своим отсутствием.

Ариес:
Самбул влияет на мое настроение, а я своим настроением, как участник собрания, влияю на собрание.

Хааф:
В общем, да, но тут главное - не впасть в озвученную двести лет назад основную ошибку дзенствующего. То есть Самбул действительно влияет, да. Все на все влияет, ручка влияет на Мандрика в той комнате. Вопрос в том, что ты должен отчертить некую систему, некую границу, в рамках которой ты будешь думать. Такое думание позволит тебе увидеть наличие связей каких-то и взаимодействий.

Ариес:
Имеется в виду существенных связей?

Хааф:
Да. Если ты будешь действовать по принципу "все влияет на все", это не несет в себе никакой информации. Хотя это правда. Поэтому нужно в рамках системы. Хорошо. Кроме этого нашего собрания на весь тренинг что еще влияет?

Наоки:
Температура в офисе, свежесть воздуха в комнате.

Ариес:
Текущая занятость участников.

Белка:
Количество денег в кармане участников.

Галя Петрова:
Потребности рынка мультимедиа.

Белка:
Швейцарка в Швейцарии.

Хааф:
Мы сейчас не выходим за рамки тренинга. Из чего он состоит? Что на него влияет?

Ариес:
Помещение.

Киньмыла:
Тема, структура, которую ты продумал. Даже форма, которую ты принял, как ведущего.

Ариес:
Твоя мотивация.

Хааф:
Ну, да. Влияет количество участников, влияет характер каждого из участников, продолжительность.

Ариес:
Блин, очень тяжело перейти из модели "все на все влияет" в конкретные, характерные для тренинга штуки. Прямо чувствую вязкость в мозгах.

Хааф:
Вот это и нужно научиться. Именно это даст тебе возможность очень гибкого анализа. Отделять как-то. Общая продолжительность тренинга, продолжительность каждого из занятий, промежуток между занятиями, время дня занятий, это если по времени взять. Вы можете любой фактор взять. Например, взять людей. Вот я сейчас брал время, возьмем людей. Количество участников, характер участников, мотивации участников, опыт участников.

Ариес:
Наличие Петрова.

Хааф:
Да. Наличие тех или иных участников. Взять какой-нибудь третий параметр: какой?

Саша Табаков:
Помещение.

Хааф:
Помещение.

Участники:
Температура воздуха, объем, свет, вентиляция, цвет стен, декорации. На стульях или на полу.

Хааф:
Да, расположение в пространстве. Хорошо. Кроме тренинга, что влияет на производственный блок?

Наоки:
Количество заказов, наличие заказов.

Ариес:
Загруженность.

Киньмыло:
Ситуация на рынке?

Белка:
Эккаунты.

Саша Табаков:
Выплата денег.

Наоки:
Быстродействие компьютера.

Галя:
Запрет на курение в здании.

Киньмыло:
Наличие электроэнергии. Скорость Интернета.

Хааф:
Да. Много параметров. Кроме производственного блока, что влияет на "Ксан"?

Ума:
Эккаунтский блок, финансовый директор.

Ариес:
Администрация здания, тенденции на рынке, отношения с клиентами, географическое положение офиса. Полно всего. Можно структуру сложную тоже простраивать.

Хааф:
О. Дальше нужно идти или понятен принцип?

Участники:
Понятен.

Белка:
Мне не понятно, как останавливаться, где границы.

Галя Петрова:
Нужно знать чего хочешь.

Хааф:
Да. Вот вы увидели сейчас, что может быть сложно увидеть, как это разделять. Критерий тот же - у вас должна быть задача. Если у вас нет цели, зачем вы об этом думаете, - границы нету. Граница появляется вместе с вашей целью.

Например, происходит сбой в Ксане, Ксан начинает плохо работать. Наша задача: выяснить, почему он плохо работает, изменить это, и сделать, чтобы он хорошо работал. Мы можем пойти вниз, начать разбивать его на блоки, которые влияют на его работу. Что может влиять на эффективность Ксана?

Ариес:
Эккаунтский блок, производственный блок, работа курьера, и все остальное. (смех)

Хааф:
Последние два лишних. Но есть еще.

Ариес:
Подрядчики.

Наоки:
Условия. Есть ли свет. И т.д.

Хааф:
Хорошо. Вот мы разобрали на три пока блока. Смотрим каждый. Эккаунтский блок - хорошо ли он работает, все ли в нем хорошо?

Киньмыло:
Зашибись.

Хааф:
В эккаунтском - зашибись. Смотрим на условия - условия хорошие?

Киньмыло:
Условия - супер!

Хааф:
Условия - супер. Смотрим на производственный блок, хорошо работает или плохо?

Киньмыло:
Ну, что-то не так…

Хааф:
Ага, в производственном блоке что-то говно какое-то.

Ариес:
Поделили его на дизайнеров, иллюстраторов, программистов, копирайтеров … Галю Петрову.

Хааф:
Посмотрели… Но, важно: когда ты делишь производственный блок, у тебя может возникнуть соблазн сразу на пальцы поделить.

Ариес:
Или на большую категорию и Галю Петрову.

Хааф:
Да, или так. Производственный блок удобно делить, что вот проджекты, ведение проектов. Потом не забывайте, что когда вы делите, что это всегда взаимодействует: производственный блок взаимодействует с эккаунтским блоком, с администрацией.

Ариес:
Это еще от характера проблемы зависит, очевидно. Может быть, эффективно поделить его на мальчиков и девочек.

Хааф:
Да. Это зависит и от характера проблемы.

Галя Петрова:
А может быть, эти связи... Отношения между эккаунтским и производственным блоком.

Хааф:
Да, как раз об этом. Вот любая штука, ее нужно анализировать не только внутрь, но и на соседей, кто с ней на одном уровне, и вверх, в какие системы она входит. Потому что, когда у меня, например, плохо ведутся проекты, это может зависеть как от того, что я их плохо веду, так и от того, что в Ксане какая-то культура отношений, не подходящая для этого, или опыта недостаток у всех людей, а не только у меня. Или это может зависеть, например, от того, что мне пять раз подряд попадаются дизайнеры, у которых не работают компьютеры. Просто нужно починить компьютер.

Ариес:
Здесь мы теряем четкость. В смысле не совсем понятно, как удержать четкость в такой штуке. Ты можешь ввести в свою классификацию две причины, которые по разным критериям могут подходить. Например, у меня не ведутся проекты, потому что сейчас хреновая ситуация на рынке и потому, что у меня что-то внутри не так.

Хааф:
Хорошо, еще один критерий. Если ты не собираешься ничего сделать с тем, что ты считаешь проблемой, проблемой это не считай.

Наоки:
Например, ты например не можешь ситуацию на рынке изменить, вот и ищи в себе что-нибудь. (смех)

Хааф:
Совершенно верно.

Ариес:
То есть это вопрос четкой постановки задачи?

Хааф:
Вопрос в постановке… То, что у тебя не ведутся проекты, можно интерпретировать как "ситуация на рынке вот такая, и поэтому они не ведутся". Можно интерпретировать как "у меня не хватает навыков, поэтому они не ведутся". Обе интерпретации корректны. И правильны. Но твоя задача - разрешить проблему. Соответственно, тебе нужно выбрать ту из них, на которую ты готов с сегодняшнего дня влиять. Активно.

Ариес:
Да. Разница ясна.

Хааф:
Хорошо. "Ксан". Кроме "Ксана", что влияет на рынок мультимедиа?

Ума:
Другие компании.

Участники:
Артемий Лебедев, уровень развитости техники, мышление заказчиков, ситуация в бизнесе - сколько денег в рекламные бюджеты выделяется, время года.

Хааф:
Хорошо. Кроме мультимедийного рынка, на рекламный рынок что влияет?

Ариес:
Рынок наружки, телерекламы и т.д.

Хааф:
Другие рекламные рынки. Ок. Пока нам этого хватит, глубже не пойдем. Кроме рекламного рынка, на бизнес-сообщество что влияет?

Участники:
Налоги, другие рынки, геополитическое положение, страна.

Хааф:
Хорошо. Это способ смотреть срезами, структурный анализ. Как он может быть полезен вам в проектах? Когда вы обнаруживаете какую-то проблему или задачу, которую вы не знаете, как решить, она обычно выглядит как конфликт.

Киньмыло:
Вот, козел!

Хааф:
Например. Конфликт может быть не только межличностный, но и конфликт идей, конфликт реализаций, конфликт технологий. Конфликт групп людей. Любой конфликт как некое противоречие, столкновение. Дальше важная мысль. Когда вы разбили вот это на два блока, и видите между блоками конфликт, в их рамках этот конфликт неразрешим. Его разрешить невозможно. Когда у тебя есть эккаунты, которые хотят одного и проджекты, которые хотят другого, конфликт неразрешим. Когда у тебя есть в проекте охрененный программный спецэффект и охрененная дизайн-концепция, которые не совмещаются, конфликт не разрешим.

Конфликт разрешим, если начать анализировать на уровне системы, куда они входят, выйти на более высокий уровень. В какой проект? Какие у проекта свойства? Как они на него влияют, и что кроме них влияет? И посмотреть вот эти связи. Тогда ты увидишь, например, что для целого проекта реализация вот этого конкретного спецэффекта не особо важна. Его можно заменить вот так-то, чтобы он подошел к дизайн-концепции. Пусть это будет с точки зрения программинга попроще, может поглупее, но для проекта это будет лучше. Или проджекты с эккаунтами. Нам нужно выйти на уровень "Ксана", посмотреть, как они взаимодействуют, как все должно работать, что должно получиться. И увидим, например, что требования проджектов получать все материалы в первый день после заключения договора - нереально. Нужно перенастроить как-то, сменить свою позицию, сменить свою модель. Это один способ разрешения конфликтов.

Между людьми тоже самое. Когда я, например, ругаюсь с Киньмылой, наш конфликт возможен до тех пор, пока мы считаем себя отдельными сущностями с отдельными устремлениями, противоречащими друг другу. Достаточно остановиться на секунду, посмотреть, что происходит, почему мы ссоримся, и чего мы хотим. Чего он хочет? Почему он это делает? У любого конфликта есть внутреннее, позитивное намерение или желание. Он это делает не потому, что он хочет ругаться, а потому, что он хочет чего-то, а получить не может. Это вынужденная реакция. Если начать смотреть по уровням, чего он хочет. А это будет все ближе, ближе сходиться, все хотят одного и того же.

Ариес:
Типа мы перейдем на уровень, где наши цели совпадают.

Хааф:
Да. И из него можно спуститься обратно, переконфигурировав эту систему в безконфликтное состояние. Понятно это?

Киньмыло:
То есть, выходить на систему, которая объединяет системы?

Хааф:
Да. Давайте попробуем.

Ариес:
Например, оба участника спора хотят жить. Поэтому бить морду не надо.

Хааф:
Например.

Белка:
Нет, давайте конкретно.

Хааф:
Давайте. Кто-нибудь готов с кем-нибудь поссориться?

Ариес:
Ну, давай, вот у меня с Зоффом было такое столкновение шикарное.

Киньмыло:
Не, Зоффа нет, надо с кем-то, кто здесь.

Белка:
А вот уже пошло столкновение.

Ариес:
Давай вот Киньмыло ты уже не будешь тут выступать.

Киньмыло:
Твою мать. (смех)

Наоки:
Ну вот есть один конфликт, но он саморазрешился. Можно его.

Хааф:
Ну, давай.

Наоки:
Ну вот у нас с Ариесом в проекте был конфликт такого рода, что я предложил креативную концепцию, а Ариес начал к ней придираться всячески, и в результате общими усилиями, с Темычем, сделали другую, которая нравится мне в какой-то мере меньше, но она лучше подходит. Только благодаря этому все и разрешилось. То есть вот, когда это все происходило, я считал, что Ариес слишком сильно придирается, и что клиент это примет. Я до сих пор уверен в этом, но не суть.

Хааф:
Отлично. Давайте эту ситуацию разберем. Очень просто. Возьмем сердцевину, самый пик конфликта. Когда ты думал, что Ариес - как ты говорил? Придирается? А Ариес думал - а что ты думал про Мишу?

Ариес:
Я думал - во ленивая зараза!

Хааф:
Миша, но ты же не думаешь, что ты ленивая зараза?

Наоки:
Ну, думаю, (смех) но в данном случае я сопротивлялся не потому, что я ленивая зараза. У меня были другие причины. Мне нравилась эта концепция.

Хааф:
У тебя же было какое-то… Ты хотел как лучше, я так понимаю. Чего ты хотел?

Наоки:
Да. Я хотел красивую замечательную концепцию.

Хааф - Ариесу:
Ты же не думаешь, что ты придирался?

Ариес:
Не думаю.

Хааф:
А что ты думал, когда придирался? :)

Ариес:
Я думал, что я хочу сделать концепцию, идеально подходящую заказчику.

Хааф - Наоки:
Это противоречит твоей цели?

Наоки:
По идее, должно не противоречить, но если смотреть с точки зрения Ариеса, то противоречит. С моей точки зрения, не противоречит.

Хааф:
Ну, скажем так - ты хотел бы сделать концепцию, идеально подходящую заказчику?

Наоки:
Ну, у меня такой цели… в приоритетах это было, но все-таки у меня главнее стояло, что она должна быть… очень мне нравиться она должна.

Хааф - Ариесу:
Противоречит ли идея о том, что концепция должна быть интересной и нравится Мише - твоей идее об идеальной для заказчика концепции?

Ариес:
Противоречит, я думаю

Хааф:
Хорошо, не в рамках Миши возьмем. Ты бы хотел, чтобы презентация, кроме того, чтобы идеально подходила заказчику, чтобы она была интересная какая-то, крутая, необычная, чтобы она всем нравилась?

Ариес:
Я думаю, что это обязательное условие.

Наоки:
Хотел бы, в общем.

Хааф:
Вот ваше противоречие "в данном случае нет" - это остается на том уровне, когда вы проецируете позиции с того уровня друг друга и видите, что они противоречат. Но на уровне целей противоречий нет. Противоречие есть на том уровне, что Миша выбрал какую-то одну зону, и вот в нее ломится, и она для него важна, а Ариес выбрал другую зону, он в нее ломится и она для него важна. Можно ли назвать, Ариес, твоей целью "Сделать идеальную для заказчика презентацию, которая была бы очень интересной и красивой для всех?"

Ариес:
Да.

Хааф - Наоки:
А твоей?

Наоки:
Да.

Хааф:
Вот если вы выявите вот эту цель, вы сможете разговаривать уже совершенно по-другому. Вы начнете…

Наоки:
Собственно, это и произошло. То есть, я не знаю, произошло ли это взаимно, но просто, когда я подумал, что конечно концепция замечательная и все такое, но не зря же он так сопротивляется… Ну, на самом деле, я подумал, что заказчик все равно примет, но мало ли, может, он просто слабовольный.

Хааф:
Короче, пока вы не сформулируете вот эту штуку, не увидите, всё, что вы можете делать - это бороться друг с другом. Потому что один делает не то, что делает другой, а другой делает не то, что делает один. Но цели у вас, оказывается, одни и те же. Если вы их сформулируете, вы сможете сотрудничать, идти к ним совместно, учитывая обе картинки.

Ариес:
Да, все верно. Я думаю, мне эту схему удалось частично применить.

Хааф:
Хорошо. Это как пример. На этом этапе я хочу сказать важную вещь: все, что вот на этих тренингах как-то мы делаем, пробуем, смотрим, показываем, в большой степени остается теорией. Чтобы это начало реально работать и эффективно работать для вас, это нужно пробовать, пробовать в вашей жизни, пробовать в ваших проектах. То, что я сейчас даю, это способы думать, пробовать. Чтобы научиться это полноценно использовать, это нужно делать. То, что мы сейчас увидели, как структуру разрешения конфликта, не разрешит конфликты в вашей жизни. Вам нужно пробовать ее использовать. Хорошо. Это про конфликты.

Еще, как вот этот структурный способ думать может быть использован. Он может быть использован для замыкания целостных картинок. Например, когда, помните, мы на прошлом занятии брали идею, дробили ее, потом еще дробили. (рисует) Пока это абстрактно на бумаге, это все очень ровно выглядит. Когда вы начинаете пробовать это делать, там все время возникает типа "непонятно, как раздробить". Или "Раздробил, но оказалось, что чего-то не хватает". Или "раздробил, и вдруг че-то у тебя лишнее какое-то". Или "раздробил, одно с другим не совмещается". Про несовмещение мы только что говорили, поэтому идем дальше. Когда вы вот так вот будете ходить, выявляя проблемы, вы увидите, например, что ну вот сайт. Из чего состоит? Что важно для сайта? Структура, контент, дизайн, функционал, впечатление какое-то. И вы можете смотреть, например, как критерий - все ли вы придумали? Все ли вы учли? Вот вы писали, писали, писали - А! структура охрененная, тексты охрененные, дизайн нарисовали - ну все, можно делать - проверьте, остановитесь, вспомните про целый сайт, про то, из каких частей он состоит, и посмотрите, все ли у вас есть. Все ли связи учтены? Продуман ли у вас функционал? Продуман ли заказчик? Во всех ли частях сохранена вот эта главная цель? Или какие-то поплыли куда-то? Может быть, какие-то из них нужно доработать, окажется, что по части дизайна или контента слишком мало, не хватает для всей системы, для целой, нужно проработать. Или вы увидите, что дизайн в целом вам понятен, но информации маловато, вы не представляете, что там дальше как. Соответственно, берете этот дизайн и начинаете его прорабатывать. Потом вы проработали дизайн и увидели, что у вас - точнее, не увидели, а вы снова останавливаетесь, поднимаетесь на уровень выше, смотрите, из чего он состоит, что на него влияет в рамках вашего проекта, в рамках того, на что вы можете повлиять. И можете посмотреть, что половина ощущения не учтена, отвалилась, нужно добавить. Или половина страниц не продумана. На сайте 50 страниц из 30 разных шаблонов, а у вас только 15 нарисовано, а еще 15 на авось оставлено. Вот такие штуки. Как бы это попробовать? Есть на опыте ощущение того, о чем я говорю?

Участники:
Есть.

Лонсамплэнет:
Есть также ощущение, что это не получается делать.

Хааф:
О! Отлично! Рассказывай, что ты пробовала и почему не получилось?

Лонсамплэнет:
Ну вот недавно совершенно ко мне подошел Киньмыло. Ему нужно было сделать шапку для сайта. И было так сказано, что есть уже некоторый эскиз, который они придумали со Славой. Там должен быть мегафон и какая-то надпись. И в общем больше никаких требований не было. И я когда села, я не знала.. Я могла делать миллион вариантов. Я не знала, какой из вариантов мне нужно сделать.

Хааф:
Отличный пример. Смотри. В твоем примере тебе на вход поступила задача с недостаточной информацией. То есть очень большое количество неопределенности. Можно конечно пытаться, мучаясь и от балды, делая 30 вариантов...

Лонсамплэнет:
Что я и делала!

Хааф:
Ругаясь с тем, кто тебе ее поставил и мучаясь самому, пытаться это сделать, не зная того, что не хватает. Но можно, главное, как только вы засекаете момент, что вам не хватает информации, он может выглядеть так, что вроде все понятно, но че делать - неизвестно. Да, это все хорошо, но - и че? (смех) Короче, момент нехватки информации. Что вам нужно сделать? Вам нужно взять ту информацию, которая у вас есть, собрать ее в некий блок. Посмотреть, в какую систему он входит. Например, шапка сайта входит в сайт. Соответственно, тебе нужно выяснить вот про эту систему: что это за система, что это за сайт? Какими свойствами он обладает, для кого он сделан, какие ощущения в нем? Какой в нем дизайн уже есть или если нет, то какой предполагается?

Лонсамплэнет:
Ну, там не было, можно считать, особого дизайна.

Хааф:
Ну, если нету дизайна, тебе нужно пройти вот отсюда - придумать дизайн, спуститься в ту точку, от которой у тебя стояла задача. Если тут есть дизайн… Например, если ты совсем не спросишь про дизайн, ты будешь ходить и думать "какую шапку нарисовать?" Если ты спросишь про дизайн, и он есть, тебе принесут образец, с которого совершенно ясно, как рисовать шапку. Если ты спросишь про дизайн, и его нет - то твоя задача будет, соответственно, узнать - назовем это не сайт, а дизайн сайта, эту систему, в которую входит шапка. Дизайн входит в сам сайт. Соответственно, если дизайна нету, нам нужно примерно его себе представить, задать дополнительный вопросы про сайт: для кого, что, как будто бы мы начинали бы делать сайт. Какое там ощущение, что ты от него хочешь. Отсюда мы можем вывести примерное понимание, какой должен быть дизайн, даже не рисуя его. Из этого мы можем вынести понимание, какая должна быть шапка.

Лонсамплэнет:
Вот я пыталась все это прощупать как-то, но не получилось.

Киньмыло:
Уже есть дизайн.

Лонсамплэнет:
Я посчитала, что нет дизайна, потому что мне сказали, что цвет этих плашечек поменяется в зависимости от того, какую шапку я нарисую. И опять же все равно, у меня был миллион вариантов в итоге.

Хааф:
Соответственно, в таких случаях, твоя задача - создавать определенность. То есть, когда тебе говорят: сделай что-нибудь, а мы подстроимся, а ты говоришь: ну вы мне дайте, че сделать, а я подстроюсь. И вы друг другу говорите "я под тебя подстроюсь", вы так и будете в этой жиже плавать.

Ариес:
Плашка будет оранжевая.

Хааф:
Во! В таких случаях говори: так, плашка будет оранжевая! Все. Проводи границу, отчерскивай. Нафиг. Понимаешь?

Белка:
И сразу выяснится…

Хааф:
Если оранжевая не подходит, тебе сразу скажут, какая она должна быть. (смех)

Лонсамплэнет:
А потом еще возникла такая штука, что я нарисовала какую-то плашку, но я без особых границ ее рисовала, чисто потому, что мне нравился стиль и картинку я нашла красивую, и я туда это все вставила, как мне нравилось, а потом выяснилось, что… Я смотрю, и что-то меня беспокоит. А потом подхожу к Славе, а он говорит - да ты че! У нас был вообще готовый эскиз, надо было такой вот мегафон взять, отсюда, вот такой нарисовать…

Хааф:
То есть дизайн был? Просто ты об этом не спросила.

Лонсамплэнет:
Да, и я не знала, что делать совершенно, потому что мне уже хотелось мой дизайн, он мне нравился, но оказалось, что …

Хааф:
Понятно. Нужно было с самого начала выяснять все неопределенности. И если ты вдруг обнаружишь, что они не определены, например, ты поговорила - кто тебе давал задание? - Киньмыла - это проджект? А Комаров?

Хааф:
Вот соответственно - Киньмыла, ты что Лене про дизайн сказал?

Киньмыло:
Про дизайн ничего. Я показал плашку Комарова, сказал - это должно быть так. Сказал, показал сайт World Press со всеми его прибабахами, дал размеры шапки и сказал, про что этот сайт, че там будет. И сказал, что по цветам непонятно, это все будет, исходя из того какая будет шапка…

Хааф:
Вот ты тоже мог бы эту ситуацию улучшить, создав больше определенности в этом месте, посмотреть, готова ли Лена сама ее создавать. Или это нужно тебе сделать. Достаточна ли Лене эта широкая зона, когда ты ей даешь. Короче, когда ты человеку, первый раз открывшему Фотошоп, говоришь "сделай мне сайт, целевая аудитория такая-то, задачи такие-то". Он говорит...

Ариес:
Он говорит: "Сайт будет оранжевый"

Хааф:
Он не сможет ничего сказать. Он просто не поймет, о чем ты ему говоришь.

Киньмыла:
Ага.

Белка:
А как вот это определять? Как определять, к какому уровню относится…

Хааф:
Смотреть. Спрашивать, все понятно? Готов действовать?

Белка:
Нет, я даже это не к кому-то, а к себе самой, я в себе самой не понимаю…

Хааф:
Себя саму спрашивай: Все понятно? Готова действовать?

Белка:
Ну, у меня типа есть ощущение на уровне… ощущения, как их конвертировать в конкретный уровень конкретной проблемы? Относится ли это к недостатку информации или к другому. Вот когда ты все это объяснял, я застряла на том уровне, что я не знаю, где, к какому это относится, вообще. То есть, когда нужна информация - непонятно, короче, че ваще как.

Хааф:
Вот единственный способ понять, откуда информация… Сейчас. Важный момент. В рамках задачи, внутри постановки задачи, информации недостающей нету. Если тебе дали задание сделать шапку сайта, а ты не знаешь, какую, и ты пытаешься придумать это в рамках задачи "сделать шапку сайта", ты не придумаешь ее. Если тебе сказали позвонить трем клиентам и предложить им презентации, а тебе что-то не до конца понятно, то в рамках этой концепции, идеи "позвонить трем клиентам" нету той информации, которая тебе нужна. В этом плане важно, что как только ты засек недостаток информации, тебе нужно перестать привязываться к этой задаче. Подумать, нафига она вообще нужна. Нафига я это делаю. Или нафига меня это просят сделать. И об этом нужно уже выяснять. Нужно спрашивать, читать.

Белка:
Да. Но потом, как на уровень оперативных действий спускаться, все равно неясно. Потому что зачем мне нужно звонить в компании - это понятно. Выручка, бизнес-процесс, трали вали и тыры пыры. Но когда я спускаюсь на уровень оперативных действий, я всё равно не могу.

Хааф:
Не понятно значит тебе. Потому что то, что ты сейчас говоришь: выручка, оперативный процесс - это ты в книжках прочитала. Или Мандрик двадцать раз говорил.

Ариес:
Это как палец Киньмылы влияет на бизнес-сообщество.

Белка:
А!

Хааф:
Ты пропускаешь очень много промежуточных слоев, о которых тебе ничего неизвестно. До тех пор, пока ты точно не знаешь, что такое бизнес-процесс, в рамках, на уровне пальцев Киньмылы. Если ты не можешь, вот это бизнес-процесс, вот это и вот это. Ты не знаешь, что такое бизнес-процесс. И там у тебя присутствует точно такой же недостаток информации неразрешимый. Соответственно, тебе нужно отталкиваться от того, что ты точно знаешь. Например, ты точно знаешь, что такое звонок клиенту.

Белка:
О, круто.

Хааф:
Ты точно знаешь, что такое Мультимедийная презентация - возьмем.

Белка:
Нифига себе. Получается, что я даже не знаю, что я точно знаю, а что я не точно знаю.

Хааф:
Ну, ты звонила клиентам? Значит, знаешь. Бизнес-процессы строила?

Белка:
Я не знаю.

Хааф:
Ну, значит, не строила и не знаешь. Вот сама говоришь.

Белка:
Я не знаю, является ли оно этим или нет. Ну, то, что я строила - это бизнес-процесс или нет.

Ума:
Прибыль была?

Белка:
Нет.

Ума:
Значит, не бизнес-процесс.

Хааф:
Короче, если ты не очень понимаешь, что такое бизнес-процесс, значит ты не знаешь, что это такое. Тебе оперировать этим понятием бесполезно, потому что для тебя это абстрактный ярлык, значение которого ты не понимаешь. И тебе нужно проследить слои между звонком клиенту и бизнес-процессом, которые необходимы для его понимания. То есть например: что такое бизнес-процесс? Как он выглядит, где он?

Белка:
Ну, бизнес-процесс - это последовательность неких событий, нет. Не знаю, как сказать.

Хааф:
Если ты не знаешь, как описать бизнес-процесс, то худшее, что ты можешь сделать - это использовать его в своих рассуждениях.

Белка:
Ну, мне кажется, что я просто это сформулировать не могу.

Хааф:
Ну, вот конкретно: возьми бизнес-процесс "Ксана". Или возьми попроще: процесс в эккаунтском блоке.

Белка:
Ну, процесс в эккаунтском блоке я представляю как некую схему от поиска информации о клиенте до получения заказа. Ну и там есть определенные стадии.

Хааф:
Хорошо. Вот эта цепочка, о которой ты говоришь, она зачем нужна?

Белка:
Она нужна для того, чтобы были заказы…

Хааф:
Остановись :) Зачем нужна эта цепочка?

Белка:
Эта цепочка… Нужна мне для того, чтобы понять… Я не знаю.

Хааф:
Вот в этом проблема. Ты не понимаешь смысла этих действий. А объяснить ты их пытаешься через другие действия, смысл которых ты тоже не понимаешь. Вот конфликт.

Белка:
Не понимаю.

Хааф:
А кто понимает?

Участники:
Я. Понимаю. Понимаю.

Хааф:
Вот смотри. У тебя каким-то образом появилась задача позвонить трем клиентам и предложить им чего-то, презентацию. И ты чего-то не понимаешь, например, ты не можешь понять, каким клиентам звонить, или что им говорить или зачем им что-то предлагать. Или еще что-то. Первое, важное - тебе нужно зафиксировать этот недостаток информации. Признать себе, что он есть и не пытаться действовать без этой информации. Это понятно?

Белка:
Мне не понятно… То есть я понимаю, что есть разница между информацией, которая… Ну вот, как ты только что сказал, что я говорю себе "бизнес-процесс", но я не понимаю сути этого. И мне непонятно, я оперирую моделью со знанием этого или без знания. Не могу разделить.

Хааф:
Я как раз хочу помочь тебе это понять. Ты можешь ответить, понятно ли тебе про недостаток информации. В рамках твоей эккаунсткой деятельности у тебя каким-то образом появилась задача - например, Мандрик тебя попросил позвонить трем клиентам и предложить им некие презентации. Но ты… у тебя есть непонимание либо кому звонить, либо что им предлагать, либо что им говорить, либо зачем им это. Вот этот момент, ты чувствуешь его?

Белка:
Да. Вот сейчас я поняла.

Хааф:
Вот этот момент, с которого можно понять что-то. Если ты его отлавливаешь. Если ты не начинаешь действовать на автомате, пытаясь "ну как-то сделаю, а там - посмотрим". Тогда ты будешь сидеть, расстраиваться, чувствовать полную бессмысленность своей деятельности, и всего существования в целом :) Если ты в этот момент остановишься и попробуешь понять, зачем это нужно? Но. Когда я тебя спросил "зачем"? - ты мне ответила - бизнес-процесс, получение прибыли. Видишь ли ты связь, как твои звонки клиентам связаны с получением прибыли и с бизнес-процессом?

Белка:
Смутно. Блин, вот прикольно.

Хааф:
Вот. Всего навсего, проверять, оперируешь ли ты терминами, значение которых ты знаешь или тебе даже в этой связи что-то непонятно.

Белка:
Прикол в том, что у меня есть два состояния. Одно состояние - в котором я понимаю, что у меня там смутно. А другое состояние - в котором мне вообще пофигу, я себе этот вопрос не задаю, просто действую и всё.

Хааф:
Внимательность. Поэтому я и говорю, что важно засекать эти моменты, когда вы не понимаете, что вы делаете. Это очень легко - на автомате, на вовлеченности, через них проскакивать просто, и действовать старыми методами. Но если ты один-два-три раза попробуешь это делать, ты поймаешь некий способ, ощущение. Это будет совершенно явное ощущение, которое ты не спутаешь: "вот это я понимаю, а вот это - нет". Соответственно, это главное, что нужно научиться, потому что как только ты сможешь это сформулировать, ты сможешь между ними ходить по шагам, добывать недостающую тебе информацию.

Хорошо. Есть ли какие-то вопросы по тому, то мы тут говорили?

Лонсамплэнет:
Вопросов нет, но я хочу сказать, что у меня все время так происходит, что когда я начинаю делать что-нибудь, связанное с дизайном и рисованием, это в начале всегда ужасная неразбериха и стресс, кидаешься в это во все, не знаешь, что делать, и в итоге, внизу оказавшись, когда уже волосы на себе рвешь, начинаешь выгребаться на собственном опыте понимая, где была ошибка. И вот это очень неприятно.

Хааф:
Да. Есть такой способ движения. Есть способ движения, когда ты сразу засекаешь недостаток информации и пытаешься узнать, компенсировать то, чего тебе не хватает.

Петров:
Ну это ж просто более детализированное внимание.

Хааф:
Ну да. Более тонкий уровень внимания. То ты замечаешь, когда у тебя уже ноги руки отваливаются, голова дыбом стоит. А то ты замечаешь, просто, что тебе что-то неясно.

Лонсамплэнет:
Обычно происходит так, что я уже понимаю, что я не понимаю, но я не знаю, откуда мне взять информацию, поэтому приходится кидаться туда.

Хааф:
Просто перестань себя гнобить и подумай, где ее можно взять. К любому подходишь, спрашиваешь, к проджекту, ко мне, заходишь в Интернет, набираешь свой вопрос. Ищешь статью, ищешь коммьюнити тех, кто это уже делал, тех, кто это знает.

Лонсамплэнет:
Ну, возможно, действительно есть такой этап, когда невозможно ниоткуда получить информацию, кроме собственного опыта.

Ариес:
Да, Хааф, а есть ли какой-нибудь способ, кроме опыта? Двигаться по слоям системы, которую не понимаешь?

Хааф:
Практически нет. Единственное, что это можно сильно ускорить. Например, если ты до того, как полезешь туда с головой, ты хотя бы мельком познакомишься с людьми, которые это уже делали, с их мыслями, с их идеями. Или с их записями. Это тебе позволит, как только ты врубаешься в какую-то проблему, у тебя будет уже готовый способ думания, который ты просто - о! Вот как это применяется! Вместо того, чтобы ты там его еще три недели сам вырабатывал. В общем-то, вот все, что можно. Принципиально другого способа нету, только то, что ты сам, на личных ошибках. И на внимательности, конечно.

Хааф:
Па-баам. (смешки)
Дай гитарку.

Петров:
Будешь играть outro?

Хааф:
Outro? Нет, intermission. Миш, ты умеешь интермишн играть? (бренчит на гитаре, смех)

Петров:
Ну что, это один из самых уродских интермишнов, которые я слышал.

(бренчание, хохот)

Хааф:
Хорошо. Кто что чувствует?

Белка:
Пипец.

Ума:
Отличный рабочий процесс.

Саша Табаков:
Я есть хочу.

Киньмыло:
А я себе палец пришил.

Хааф:
Я серьезно. Половите состояние, ощущения, мысли, внимание ваше где.

Галя Петрова:
У меня чисто на таких внутренних задачах, которые я поняла, что нужно решить, и как нужно решать. Щас побегу :)

Хааф:
Просто две минутки внимания.

Хорошо. Модель со структурами закрываем, переходим к следующей. Киньмылу кроме как состоящего из систем и входящего в системы, что является неким моментальным срезом структурным, взаимосвязями, можно рассматривать во времени, как процесс.

Петров:
Киньмыла - это глагол. (смех)

Хааф:
Что это означает. Вот когда мы говорим "Киньмыла" - если мы обрубаем до и после, то что такое Киньмыло - хрен поймешь. Вот оно. Но если мы посмотрим, что с Киньмылой было раньше, куда он идет, что с ним будет позже, как он развивался, какие там были закономерности, во что он включался, по каким волнам скакал, как он рос, развивался, нарастал структурой, то это даст нам очень много дополнительной информации о нем.

Вот то, что сейчас Киньмыла представляет собой вот такую структуру, это результат какого-то долгого процесса. Структура возникает в процессе. То, что у него есть палец, желание и что-то там еще.

Киньмыла:
Амбиции. (смех)

Хааф:
Амбиции, точно! Это дополнительный способ сделать более гибким восприятие. Не когда ты думаешь "Ы, Киньмыло, он хочет не того, чего хочу я". А увидеть, как например - хоп, ты посмотрел структуру, как он, из чего состоит, куда входит, какие у него связи, и ты можешь посмотреть, откуда он сюда попал и куда он отсюда идет. Например, что мы можем сказать о прошлом Киньмылы?

Ариес:
Он сегодня поел.

Саша Табаков:
Он был актером.

Хааф:
Был актером.

Саша Табаков:
Раньше жил в Крыму.

Киньмыла:
На непосильные средства. (смех)

Белка:
Путешествовал с табуреткой.

Хааф:
Ты можешь посмотреть на его опыт, например. Что он делал раньше, какие штуки? Ты можешь посмотреть на его жизненные события какие-то. Например, что вот у него болит зуб, он у него недавно заболел, до того не болел. Ты можешь посмотреть, что, например, два года назад Киньмыла предпринял ряд экстравагантных поступков сильных. Ты это все можешь вывести, посмотрев просто на него, на его характер. Ты можешь также посмотреть, как бы критерии, какой он был в детстве, какой он был маленький, как он жил, чего он хотел. В какой семье он жил. В какой местности даже. Из разряда "все со всем". Дальше, ты можешь посмотреть, как это все формировалось. Почему у него такое тело, такие мысли.

Ты можешь посмотреть дальше: вот Киньмыла, в данный момент существует вот в такой форме. Куда эта форма дальше движется? Куда он идет? Что он будет делать завтра? Через полгода? Где он окажется через три года?

Белка:
Что нужно посмотреть?

Киньмыла:
Перспективу.

Хааф:
Например, если ты пилишь доску, то через 15 минут ты ее распилишь. Если ты занимаешься эккаунтством и вряд ли бросишь в течение там еще года, то через год ты достигнешь определенного опыта, определенного положения, и определенного бэкграунда в проектах.

Ума:
А как это видно на других людях?

Хааф:
Сейчас важен сам принцип. Чтобы это научиться, понять, увидеть, нужно очень много именно опыта. Человек это сложный пример. Там очень много тонких связей. В проектах это все гораздо проще. Например, если мы возьмем - компании тоже сложный пример - мы возьмем сайт. Посмотрев на него, вы очень много о нем можете сказать. Например, часто он обновляется или нет? По этому можно сделать вывод о том, как с ним работают и так далее. Вы можете посмотреть, насколько он разъехался за время использования. Можно сделать вывод о технической осведомленности пользователей, об их аккуратности, о времени существования сайта. Мы можем посмотреть на количество его посетителей - если их много, то сайт давно существует, большой, жирный. Можем посмотреть как часто или сколько раз у него был редизайн. Можем посмотреть, что там сейчас происходит, какие события, какие собираются группы, какие активности, что там выкладывается, и представить примерно куда он, в какую сторону движется.

Дальше. Вот эта структура образовывается в результате процессов. Если ты учишься бегать, ты решил научиться бегать лучше всех на свете - ты встал утром и побежал. Просто бежишь. Потом ты бегаешь бегаешь, у тебя растут мышцы тут, тут и тут. Вот у тебя немного поменялась старая структура. Ты обрел новые навыки - ты бегаешь дальше. И тут ты понимаешь, что если ногу ставить чуть-чуть набок, то ты бежишь лучше. Начинаешь бегать, ставя ногу чуть-чуть набок. Еще структура поменялась. Потом ты понимаешь, что хорошо бы еще набок, но сам уже не могу, надо сделать туфли специальные, ты делаешь туфли специальные, которые тебе позволяют определенным образом бежать. Тут ты бежишь, чувствуешь - пот глаза заливает. Надо ленточку, чтобы пот убрать. Еще структура. Потом ты понимаешь, хорошо бы спину держать, стягивать, а то меня все время сгибает. Какой-то там специальный жакет. Потом ты понимаешь, что это жакет должен пропускать воздух, дышать, что он не должен болтаться. Вот еще элемент. Потом ты дальше бегаешь, потом ты понимаешь, что вообще-то вот эти вот ботинки, жакет и ленточку хорошо бы сделать в один комбинезон бегательный, обтекаемый, у которого еще и аэродинамика повышенная. (смех)

Понятен принцип? Когда вы начинаете что-то одно делать, оно у вас "вспенивается" и обретает внутреннюю структуру. Или думать о чем-то одном, или чувствовать что-то одно. Если вы начнете чувствовать "романтическую печаль", у вас со временем в ней проявится миллион красок, оттенков разнообразных.

Саша Табаков:
И будет дома например соответствующая обстановка.

Ариес:
И в мозгах.

Хааф:
Да. В рамках проектов чем это может быть полезно? Самый очевидный пример: вы можете придумывать более цельные образы. Более достоверных людей, персонажи, характеры. Более достоверные места, обстановку, события. Чуть более интересный пример: вы можете отслеживать тенденции, например, рыночные. Например, вы можете проследить: ага, рекламный рынок, два года назад вот так все было, три года назад вот так, пять лет - вот так. Ага, изменялось вот так, значит, сейчас пойдет вот сюда. Из этого можно сделать выводы, какие проекты и кому нужны, как они нужны. Другой пример: ты можешь анализировать технологии так же, что куда, что дальше, что с чем сейчас совместится, какой туфель с каким жакетом, во что они дальше превратятся. Ты можешь также анализировать свои… Любой проект, который во времени длится, типа анимация, музыка, кино - там очень удобна эта штука. Когда ты можешь видеть структуру во времени этого объекта, процесса, системы, у тебя появляется более гибкий и точный инструмент анализа, где что подвернуть, где что загладить, где что задрать. Понятно, да?

Белка:
Мне надо еще три занятия!

Хааф:
Я понимаю, что эта тема самая сложная. Сегодня самое сложное занятие. Я не ставлю своей задачей сейчас, чтобы все отсюда вышли и увидели матрицу :) Я ставлю задачу такую: чтобы вы узнали об этих принципах и вы попробовали их применять. Если вы попробуете, и вам понравится, то с опытом это будет развиваться, нарабатываться, будет становиться гибче, активнее и мощнее. Поэтому, основной вопрос сейчас для всех: во-первых, нравится мне это или нет?

Участники:
Да. Нравится.

Хааф:
Если нравится, то следующий главный вопрос: где я попробую это использовать?

Оля:
На работе и в творчестве.

Хааф:
Это не ответ.

Участница:
Конкретно?

Белка:
Я буду Аньке Веприк портфолио фотографа делать.

Галя Петрова:
А я в проекте.

Саша Табаков:
А я где только смогу.

Хааф:
При наработке такого способа, он позволяет разрешать любые конфликты, практически моментально, не тратя на них время. Такой способ связного анализа всего во всем. Например, в дизайне у вас что-то не получается. Рамка не встает со шрифтом. И я ее и так пытаюсь, и эдак, и шрифт другой, и рамка другая - не входит. Достаточно просто посмотреть, что такое рамка и шрифт, зачем они нужны, как они комбинируются, в рамках более общего. Или посмотреть, почему я пришел к такому решению и нет ли другого пути. Или - что я хочу получить на выходе? Из будущего пойти посмотреть, и увидеть, что… А! Это не обязательно так. Вот это вообще убрать, это увеличить в два раза - решено.

Галя Петрова:
А если вот такая ситуация: часто бывает, что ты видишь, что что-то не так, и даже хочешь это исправить, и начинаешь понимать, почему, но не хочется делать. Не то, чтобы… такое ощущение, что энергии на это нет.

Хааф:
Это другой вопрос.

Галя Петрова:
Стоит не ломится, а себя переконфигурировать?

Хааф:
Короче, если вопрос не в недостатке информации, не в упертой тупости, а в недостатке какой-то мотивации, какой-то энергии, то… Ну это отдельная, большая тема. Нужно анализировать себя.

Галя:
Ну вот как понять - это тебе энергии не хватает или информации?

Хааф:
Когда тебе энергии не хватает, тебе все понятно, но все пофигу. А когда тебе информации не хватает, тебе может быть как угодно, не совершенно непонятно, что делать.

Галя Петрова:
Понятно.

Хааф:
Можем еще какие-то примеры, вопросы разобрать. Попробовать на чем-то, простом применении.

Наска:
А можно на текущих проектах? Я сейчас не в курсе, что происходит с проектом X, мне интересно, на какой стадии этот проект. Андрей, ты знаешь?

Хааф:
Этот навык не обретается абстрактно. Ты не можешь чисто из интереса узнать, как оно устроено. Чтобы это понять, тебе нужно что-то делать, использовать это в своих собственных делах. Соответственно, имеет смысл анализировать твой дизайн-макет, над которым ты работаешь. Или твой проект, над которым ты работаешь. Анализировать какой-то проект X, который неизвестно что и где - нет смысла. Ты ничего не увидишь. В смысле - ты можешь даже подтвердить свои модели - а, да, системы, процессы, все понятно. Но это никак тебе не поможет. И проекту X тоже.

Наоки:
Хааф, а вот еще бывает, что когда у тебя есть недостаток информации, и ты вовремя это не понял? и каким-то образом его восполнил не из внешнего мира, а сам додумал как-то, и получил какой-то продукт, который устраивает тебя, но неизвестно, удовлетворяет ли он всем параметрам, потому что информация как была неизвестна, так и сейчас неизвестна.

Хааф:
Если она принципиально неизвестна по каким-то причинам, то совершенно верно, нужно самому допроводить границы, отчеркивать, делать, создавать какую-то четкую форму и пробовать её провести дальше, и смотреть уже по фидбэку - будет ясно, что там нужно изменить.

Наоки:
Как правило, она все-таки выясняется в последний момент.

Хааф:
Очень редко бывают ситуации, когда информация принципиально недоступна. Это сложные личные проекты, задачи, чего никто никогда не делал, или никто ничего кроме вас об этом не знает. Вот в наших презентациях, в проектах, практически всегда можно получить ту информацию, которой не хватает. Другое дело, что менеджер может не видеть, что чего-то не хватает. Ты спрашиваешь у менеджера, а менеджер тебе говорит: Ну, я не знаю, как сделаешь, я подстроюсь. Или наоборот: что например, менеджер пробовал тебе передать - ты часть воспринял, часть не увидел и сделал все по своему. И это начинает конфликтовать с его информацией, с его представлением. Он говорит: Ну что ты сделал? Общая штука - это вот как мы говорили о границе проекта на прошлом занятии - тебе нужно провести некую границу информации. До которой ты ее собираешь полностью, ничего не пропуская. А после которой ты не лезешь. И тебе нужно найти способы эту границу заполнить, а потом делать. Делать то, что ты понял, так, как ты понял, получать результат, на который ты направился таким образом. И если после этого возникают конфликты, разрешать их, анализируя, договариваясь, общаясь. Если что-то не учли, выяснять дополнительно.

Наоки:
Да, это понятно. Я просто давно сталкивался с ситуацией, когда ты создаешь продукт с изначально неверными данными, ты его создаешь, начинаешь его любить и от него сложно отказаться.

Хааф:
Да. Это тоже навык. Просто нужно понимать, зачем ты его делаешь. Это тоже такая эволюция понимания своего ремесла. Дизайнер начинает с того, что он фанат красивых картинок. Ваау! Потом он попадает в стадию, когда он делает искусство, "Я художник". Потом стадия: Ну да, я вообще-то делаю для клиентов, но пусть они любят мое искусство и я буду их … если они не любят то, что я делаю, значит они дураки. Потом он попадает в стадию, когда понимает, что весь смысл его деятельности - это решать задачи клиента. Это может быть сложный переворот, когда ты вдруг из пупа земли становишься винтиком, но он не отрицает всех предыдуших стадий, когда искусство, красивые картинки. Он просто расставляет правильные приоритеты и твое правильное видение себя в системе. И позволяет тебе намного более гибко действовать. Но это все получается только с опытом.

Андрей Головин:
Да, дизайн в первую очередь это ремесло.

Наоки:
Я почему про это заговорил, мне показалось, что когда Галя говорила, что она не хочет менять, то это может быть что-то подобное.

Галя Петрова:
Нет. Другое.

Хааф:
Тут важное вот что, когда ты такую штуку обнаруживаешь, типа уже сделал, уже влюбился, а весь мир начинаешь тебя колоть. В этот момент есть соблазн начать сильно бороться, либо сказать "да пошло оно все". И то и другое разрушает ситуацию. Более правильный выход - попытаться разрешить этот конфликт на более высоком уровне. Договориться как-то, хорошо, я изменю вот так. Выяснить, во-первых, общие цели, понять, как ты можешь… О! Еще важная штука: любую концепцию, любой дизайн можно превратить в любой очень простыми шагами, не требующими большого количества работы. Это вопрос только гибкости мышления. Когда вы влюбляетесь, вцепляетесь в то, что вы сделали - у вас нет шансов это сделать. Если вы стоите на гибкой позиции - то вы можете вот, цветовую гамму поменял - все, заработало. Эта позиция более правильна, когда такой конфликт возникает, искать способы его разрешения.

Андрей Головин:
Есть еще такой сложный момент. Ты сделал, заказчик считает, что это что-то не то. А ты не то, чтобы влюблен, а ты реально охрененно над этим подумал, охрененно посидел и сделал охрененную штуку. И ты считаешь ее реально охрененной. И вот тут сложно понять, это зашоренность или ты реально сделал охрененную штуку - раз, и вторая - трудно, если она реально охрененная, сделать так, чтобы она не стала реально хреновой.

Хааф:
Есть такая трудность. Это уже на менеджерской части лежит. Со стороны дизайна это трудно разрешить. Что ты можешь еще сделать, если ты уже сделал идеал.

Андрей:
Ну, идеала конечно не существует. Но все-таки. Возможны, конечно, какие-то компромиссы,

Хааф:
Ты можешь либо испортить, специально, либо выкинуть и сделать другое что-то. Когда заказчик делает такую штуку, есть два варианта: у него либо есть жесткие представления, либо какие-то страхи. И в общем-то, это менеджерская задача, разрешать это, показывать, как это будет работать, это работа с заказчиком.

Предлагаю завязывать.

Подожди, outro! (бренчит на гитаре, смех)

Белка:
Спасибо, Хааф.

Хааф:
Следующий будет в среду.



Большое спасибо Белке,
расшифровавшей аудиозапись тренинга в этот текст.
В. Хааф

Верстка страниц тренинга: Даша





  << назад содержание дальше >>


 

 

 

 

 

Технопарк Среды

DOBR_CONSULTING - Новый проект для Малого бизнеса

Китайский Проводник

проект СельхозЕва

Интернет-Магазин Настоящей Еды И-МНЕ

Comindwork: эмоменеджмент + человеческая схема оплаты

Международный Фестиваль <User Generated Клип! 3.0>

Проект Инди-Инди. Инди — это такой способ жить. Когда делаешь только то, что ценно — без каких-то компромиссов.

Arty Talk или Рисоваська - "Аська" в которой рисуют

НадПроф-TV — это не сервис, это эфир!

Проект 108 актуальных репортажей из Индии

Зимний Летний проектный лагерь проекта НадПроф - НадПрофессиональное образование и Школы по Второй логике - Индия-2008. Погружение

Только Для Девочек

HandMade shop

Проект БАСОМАНИЯ и сообщество bassomania

Japan Channel

Маха-ТВ

Готовь мультимедийные сани летом!

Интернет-лаборатория «Ксан»: создание мультимедийных презентаций, изготоволение электронных визитных карточек (CD-визиток)

Корректорская правка и литературное редактирование текстов on-line

Проект "neq4: мультимедийные виртуальные туры"

Компания УМА — создание интернет-магазинов

Корпоративные мультимедийные открытки

KSANCARDS.RU CD визитки, CD cards, электронные визитные карточки

Издание бумажной «Виртуальной книги НадПроф»

Сад зацелованных фруктов

Инновационные рекламные конструкции EasyShow

Школа поинга Poister.ru - учимся крутить пои вместе!

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Эпохальный альбом Песни Пуха

Акция! ТАНЦУЕМ НА УЛИЦАХ ГОРОДОВ МИРА!

Интернет-магазин ZenRu

Семинары по Второй Логике

Мультимедийные презентации

English party
© 2003-2006 НадПроф info@nadprof.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru