Главная / Библиотека /
Беседы и Лекции по Менеджменту / Бросание камней в воду
Бросание камней в воду
Андрей Маста:
Клейн, расскажи про Козьму Пруткова и «потерю времени».
Петров pi.zen.ru/petrov
Ничего себе
Клейн www.zen.ru
Про Козьму Пруткова и потерю времени.
Козьма Прутков сказал: «При бросании камней в воду, смотри на круги, ими образуемые». Итак: «При бросании камней в воду, смотри на круги, ими образуемые, иначе это бросание будет пустою забавою».
Когда человек чем-то занимается, в своей жизни — ну и вы можете просканировать свои действия — он, как правило, всегда находится в зоне, что он понимает, что, нужно, блин, «внимательно смотреть на круги, ими образуемые, иначе это будет пустою забавою».
Расшифровываю, еще раз говорю: Обычно он занимается тем, что бросает камни в воду. И при этом, он исходит из того, что если он не смотрит на круги, ими образуемые, — это занятие является пустою забавою.
Непонятно, да? Слишком абстрактно.
Вот чем ты здесь занимаешься? Ты вот развлекаешься или работаешь, я имею в виду — работаешь, там, внутренне, или приехал так, развлекаться?
Хаав:
Ну, работаю, конечно
(смех)
Клейн: (ФлайХиппе)
А что ты так смеешься? А ты что приехал — развлекаться или работать?
ФлайХиппо:
Ни то, ни то.
Клейн:
Ну, а если свести к тому или к тому?
ФлайХиппо:
И то, и то. (смех)
Клейн:
Зайдем с другого боку.
Итак: Что, есть «НЕ потеря времени»?
Ну, ты, например или ты, можешь привести пример — «что такое НЕ потеря времени»?
Какое действие является НЕ потерей времени?
ФлайХиппо:
В некотором контексте, например — чтение умных книжек не является потерей времени.
Клейн:
Ты не даром говоришь «в некотором контексте». А в другом контексте?
ФлайХиппо:
Здоровый, бодрый сон.
Клейн:
То есть — это НЕ потеря времени?
ФлайХиппо:
Это НЕ потеря времени.
Клейн:
Ну, а в другом контексте — «ёлки-палки, треть жизни пропадает». Впустую.
Здесь, действительно, очень важно. Я слово «контекст» заменю «границы». Если мы узко проводим границы. Конкретно, — масштаб сужаем, смотрим на нижнем этаже — то вот это действие является «потерей времени», а вот это — «потерей времени» не является.
Ну, например: мне нужно ехать на семинар, а я — вместо того, чтобы собирать рюкзак, сижу, читаю книжку. Времени становится все меньше, меньше, меньше
Ну, или я вместо того, чтобы писать диплом, Петров (смех). Я вместо того, чтобы писать диплом
Петров:
Так
(смех)
Клейн:
Езжу, с Белкой разговариваю, пищу ем, едУ. (смех) — Прямая потеря времени. Которого и так мало.
Петров:
(засыпая) Ммм
Клейн:
Диплом по ночам приходится писать?
Петров:
(сонно) А то
Клейн:
Прям вообще, блин, спит и все! — Двойная потеря времени! (смех)
Петров:
Обывательская точка зрения. (смех)
Клейн:
Вот чего ты приехал? Чтобы спать? Мог бы и дома поспать. Это риторический вопрос, ответ на него не обязателен. Риторический вопрос — это вопрос, на который ответ необязателен. Например: Доколе? Или: Что Петров — теряем времечко? (смех)
Так вот. Если в каком-то контексте, или каких-то границах, рассматривать наше любое действие, то в границах вот этой вот мини-системы — когда есть цель, которую нужно достигнуть, и есть действия, которые позволяют этой цели достигнуть, или не позволяют этой цели достигнуть — можно говорить: «Вот это вот действие — НЕ потеря времени, а это действие — потеря времени».
И если рассмотреть в более широком контексте — и там появляется такое понятие как «иерархия целей», т.е. то, что вот мы собираемся достичь, нужно нам для чего-то — то вот это вот все может оказаться «потерей времени».
Потому что — «ну чего ты суетишься»? Ну суетишься, суетишься, суетишься, там — вскапываешь, вскапываешь, вскапываешь эту делянку, вскапывал, вскапывал 45 лет — помер! и чего вскапывал? Зачем? Ну, зачем ты там это вот все?
Например, да? То есть потеря времени. В таком масштабе, таком, таком — в зависимости от того, как мы рассматриваем конкретное действие — оно может быть потерей времени.
Вот Хаав, например, ты вот вчера весь вечер сидел с угрюмым видом. Прямая потеря времени. Мог бы веселиться. Да, ты, конечно, можешь сказать: «Да я приехал работать! И я обдумывал сложные вопросы». Но время-то жизни уходит. Вопросы можно обдумывать и в веселом виде. И чтоб плюс там какие-то потоки энергии вокруг. Крутились.
Если мы говорим о потере времени, или о
— что там? — «полезное — бесполезное действие». И, например, мы говорим в таком большом хорошем контексте. И вопрос тогда: что в этом большом хорошем контексте НЕ является потерей времени? Это почти риторический вопрос.
Когда мы начинаем прослеживать то-то, то-то, то-то, мы говорим, что без этого можно было бы обойтись. Вот это, может быть, там, не то.
Валера:
(В молчании шелест газеты) Вот тут же написано. (смех) Вот берем самый большой контекст. Написано: «Важна только жизнь».
Клейн:
Ну да.
Валера:
Вот. Так надо — жить. Если не живешь — потеря времени.
Клейн:
С этой точки зрения, с этой точки зрения. Если важна жизнь — а под «жизнью» мы понимаем «полноценную жизнь», а «полноценная» означает — «ты НЕ марионетка». Потому что если ты марионетка — это смерть. А если ты на 50% марионетка — это на 50% смерть. А если ты на 10% марионетка — это на 10% смерть. Поэтому любой, непросветленный человек, который, вдобавок и не занимается своим просветлением, он что делает? — Он полностью бесцельно тратит свое время.
Марионетка — смерть. Моих желаний нет. За свои желания я воспринимаю желания своих оболочек. И даже не я воспринимаю, а внешняя сторона, которая у меня стоит как отражатель. Мне сюда импульс, слово — я ответ. Мне мысль — я привет. Мне это — я реакцию. Меня-то и нет. Иногда глубокими ночами во мне что-то просыпается, шевелит меня, это. Ну, так как у меня вот это вот — сильно, эта штука, оно хм, хмм, ммм.
Водки выпил — глушанул себя. Там — не помогло, значит — наркотик. Не помогло — ампутацию.
Кто-то:
Мозга.
Клейн:
Да, мозга. Да — доволен. Но это уже не это, это же оболочка, это фигня.
Вот эта вот «искра», которая должна освободится от этих вот наслоений, наслоений, наслоений. Тогда вот это вот жизнь. А НЕ жизнь, любое проявление НЕ жизни и поддержание процесса НЕ жизни — это пустая потеря времени.
Но это может быть, видимо, сложная конструкция, чтобы понимать кому-то, кроме Народных Героев, прославляемых в каждом номере газеты «Пятое Измерение».
И любые, так сказать, повседневные можно с этой точки зрения посмотреть.
Вот смотри: ты приехал на семинар. Если ты воин, в Кастанедовском смысле, — то у тебя все просто: ты принимаешь решение: Ехать. На два дня. В три часа приеду, в три часа уеду. Все. И ты принимаешь ответственность за все последствия твоего решения. Запланированные, — незапланированные.
Тут есть один момент. Если ты принимаешь — вот четко. Твоя верховная воля. Ответственность за все свои решения, это равнозначно тому, что ты говоришь: «Куу!»
Ну, потоку судьбы. Ты принимаешь ответственность. По-другому это назовем: ты смиряешься со всеми вот последствиями, со всеми элементами
Петров:
Шишками.
Клейн:
этого потока, который будет. Потому что, что такое «ответственность»? — «Ты не ропщешь».
Если ты не умеешь принимать ответственность — вот я, блин, там. То есть, ты принял решение. Это твое. И ты начинаешь сердиться. На Петю, Ваню, Маму, Папу, Бога. Это — ты принял решение! И если ты дисциплинированный, то ты знаешь, что это — «твоя ответственность». Ты не ноешь. Не воешь. Ты не ропщешь.
Но чуть-чуть разверни позицию наблюдателя этой картинки. И получается, что вот то, что «ты не ропщешь» — это означает, что ты со смирением принимаешь все, что пошлет тебе жизнь, ну вот. После принятия твоего решения. Такого, такого, такого — «вот, иду туда». Я понятно выражаюсь?
Немножко возвращаемся тогда. Так вот, если ты принял ответственное решение, если ты его понимаешь, как «безупречный воин», то для тебя важен вход и выход. «Иду в эту пещеру, сейчас. Как только запищит будильник, — я, должен, быть. Все что будет там, все, что будет потом, — моя полная ответственность, это мое решение».
И тогда тебе не важно, что происходит в эти два часа.
Что такое — «неважно»?
Что бы ни происходило, ты все воспринимаешь одинаково. Потому что твое решение, суть твоего решения, в следующем: Взять вот такое, единственное, чем ты обладаешь, — это «временем жизни», или по-другому конвертируем — каким-то количеством своей энергии, ну и сведем к «времени жизни».
Единственное — суть любого твоего решения — это вот: «это количество энергии, вот это количество времени жизни потратить на это».
И если ты принимаешь такое решение, то внутри этого пространства, этого отрезка жизни, ты спокоен и монолитен. Ну, ты там не дергаешься, — все равно, что там будет происходить.
Я сейчас вот о чем говорю: обычное сознание устроено таком образом, что куда бы оно ни попадало, оно начинает дергаться, ну вот «нужно что-то там делать, куда-то там бежать».
Вот предлагаю такую картину видеть: все, что ты делаешь — это ты «сюда кирпич времени своей жизни, сюда, сюда, сюда». И все, что происходит внутри — это все формы, потому что все, что ты можешь сделать, — это после того, как ты сюда кирпич потратил, вот туда, в аналогичную ситуацию, или что-то еще — потратить большее количество кирпичей, или меньшее. Вот и все.
Валера:
Не, ну так или иначе, все равно, чем ты это время наполняешь. Там можно, допустим
Клейн:
Ты сказал: «Все равно, чем ты это время наполняешь»?
Валера:
Нет, я говорю, что так или иначе время чем-то наполняешь, да? То есть ты можешь работать, а можешь просто сесть и отдыхать.
Клейн:
Ну да.
ФлайХиппо:
Можно маленькое замечание?
Петров народный герой еще и потому, что он спит на семинарах.
Андрей Маста:
Он не спит — он настоящий герой.
Клейн:
Да. Потому что он спит на семинарах, и потому что он не спит на семинарах. Герой как стратег. Герой — это излучатель героизма.
Валера:
Героизм проспал на семинаре. Вот я хочу немножко пояснить, что я хотел сказать. Вот допустим, я считаю, что мне нужно вот такой кусок времени, да? — посвятить тому-то и тому-то, вложить его там во что-то.
Клейн:
Ну да.
Валера:
Но я могу этот кусок времени, допустим, работать интенсивно, а могу нифига не делать. Ну, вот время провел, то есть не только сам кирпич я кладу, но еще его как-то наполняю. Так или иначе.
Клейн:
Я пытаюсь, может быть, не очень удачно, донести такую мысль, что если ты посмотришь на вот эти свои действия в более широком контексте, то ты увидишь, что это фигня. То, что ты делаешь вместе с твоими целями.
Ну, ты сказал: «Важна только жизнь».
Я это перевел, конвертировал в форму, что: «важно — это просветление, или идти к просветлению». Все что НЕ способствует жизни, или не способствует просветлению — ну потому что, если ты НЕ просветленный вот на столько, то вот на столько же ты мертвый.
То есть «Важна только жизнь» — берем это как высшую ценность.
А все, что туда, способствует этому, это можно назвать — НЕ пустой потерей времени. А все, что НЕ способствует этому — это совершенно пустая потеря времени.
Но я пытался там еще одну тонкость такую донести, что большинство импульсов, внутренних, которые заставляют дергаться, когда ты что-то делаешь, — они из разряда того, что, вот если перевести на язык Козьмы Пруткова, что вот «Если ты не смотришь на круги ими образуемые».
Ну, короче, пример! Ты приехал в гости к кому-то в другой город. На два дня. Твоя задача — ну, побыть вместе там с этими людьми. В гости ты приехал. И делать там
то есть ты можешь не дергаться. Ты можешь лежать на диване, ты можешь пить водку, ты можешь играть на компьютере, ты можешь разговаривать — и нет там внутри этих двух дней ни одной формы, которая была бы более важной, чем другая форма. Форма твоего действия.
Суть одна. Если ты приехал, чтобы оказать какое-нибудь внимание этим людям, неважно, — к родителям, например, приехал. Как-то им от тебя должно быть хорошо. Но ни одна форма не имеет, не имеет предпочтений! Ну, понятно, что огород выкопать — это может быть там лучше, чем просто поговорить, а может быть лучше поговорить, чем огород выкопать.
Короче, я знаю, что в большинстве случаев, когда человек дергается, мотивация дерганья сводится к тому, что — если правильно это видеть, то глупая такая мотивация — что-то типа: «Блин, что ж я на круги не смотрю? Значит — я ничем не занимаюсь! Значит, это бросание является пустою забавою».
Валера:
Все, понятно.
Клейн:
В большом контексте человек только и делает, что только «камни бросает в воду». Но он — придает этому значение. А придает значение через то, что глубокомысленно смотрит на круги ими образуемые. «Если не смотрит, значит — пустая забава». Не знаю, в какой-то момент я это очень четко почувствовал.
Ну, прикладное, чтоб уж не совсем бесполезным было то, что я говорил: Когда ты начинаешь париться по какому-то поводу, помни! — что в основе этого лежит страстное желание — не страстное желание, ааа
мысль! — о том, что «надо смотреть на круги ими образуемые, иначе это будет пустою забавою, при бросании камней в воду».
Что любое паренье, практически, — оно к этому сводится.
Вот по какому поводу ты сейчас паришься?
А я вот парюсь, что не могу мысль донести. Вот это глупо с моей стороны. Фигня.
Кто-то:
Фигня — это и есть круги?
Клейн:
Нет, круги это круги.
Фигня — считать, что если ты смотришь на «круги ими образуемые», то тогда это НЕ является пустою забавою. (смех) Об этом речь. Вот «не смотришь» — это пустая забава, а «смотришь» — блин, тогда
Апрель 2003 год
Подмосковье Пушкино